- эфир
-
- Содержание
- комментарии (38)
- вопросы к эфиру (23)
11.01.2010 21:07Цена Победы : Судьба человека - судьба машины. Истребители Яковлева- Гости:
-
Дмитрий Хазанов историк
- Ведущие:
-
Дмитрий Захаров
журналист
Судьба человека - судьба машины. Истребители Яковлева
- комментарии
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Станьте
членом клуба и получите дополнительные преимущества на сайте
членом клуба и получите дополнительные преимущества на сайте
- Дежурный по сайту
-
Эфирный телефон: (495) 363-36-59
sms в эфир: +7 (985) 970 45 45
tweet в эфир: @vyzvon
Поддержка - problem@echo.msk.ru
- PublicPost
-
"Я понял, что даю лишение свободы спокойно, как будто это норма"
Бывший заместитель председателя областного суда о том, в кого превращается судья, что бывает, если судья не исполняет указания сверху, и о взятках — настоящих и придуманных.
- vkontakte
















Виктор Шендерович, писатель:





истребители Яковлева
Добрый день.Первый вопрос: Я знаю, что у истребителей ЯК были проблемы с прочностью конструкции
И хотя ее пытались усиливать результат – на больших скоростях самолет разваливался
Были или нет официальные ограничения для летчиков или выжимай все из самолета, а там как повезет. Человек ведь не сможет достигнуть заявленных ТТХ- сработает инстинкт самосохранения.
И насколько остро эта проблема стояла у конкурентов Яковлева
Второй вопрос: Выбивание масла на лобовое стекло – эта проблема всех яков или только первых модификаций
Третий вопрос: Ваше мнение о вкладе Яковлева в развитие авиации в предвоенные годы - у меня складывается впечатление, что если бы Яковлева не было, то мы имели бы лучший истребитель мира и -185 который можно было еще модернизировать в ходе войны («уничтожение» Поликарпова было на совести «короля истребителей»)
Захаров перестал ругать истребители Яковлева
Захаров перестал ругать истребители Яковлева, так вы у него эстафету приняли? В передаче прозвучало, что конструкторы исходили из доступных технологий. А выбивание масла - это детская болезнь новой конструкции, что лечится доводкой, на которую уже не было времени. У Мессершмитта первые модели 109-го были без проблем?...
Цитата из инструкции летчику для самолета Як-3:"Пикирование разрешается производить под любым углом как с газом, так и без газа, до скорости на выводе не более 650 км/час по прибору.
Для того чтобы скорость на выводе не превышала 650 км/час, вывод из пикирования под углом 45-60╟ начинать на скорости не более 620-630 км/час, а под углом 70-80╟ - на скорости не более 600 км/час по прибору."
О многосложном управлении двигателем M-82 (Ла-5) читаем здесь: http://www.airpages.ru/mt/mot61.shtml
Все заводские дефекты в виде срыва обшивки, разломе лонжерона и т.д. при пилотаже были следствием нарушения заводами-изготовителями технологии производства самолетов. Такие дефекты быстро обнаруживались и устранялись, причем, часто прямо в авиаполках на фронте.
У Хазанова и ведущего одно только интересно -
на какие вопросы они предпочтут не отвечать и стараться вообще не затрагивать.Про Поликарпова - это тот самый вопрос. )))
Военно-политические игры на Балканах в 1944 г.
Только что (с большим опозданием) прослушал на сайте передачу о Балканах в 1944 г. Жаль, что столь бедновато. Ведь действительно, была не только Белградская операция (от обсуждения которой "эксперт" ушел) но и: прибытие советской военной миссии в штаб Тито (генерал Корнеев и др.)в феврале, отстранение Сталиным Георгия Димитрова от "югославских дел" в апреле, игры Черчилля вокруг четников и короля Петра П, соглашения Тито-Шубашич, советская авиабаза в Италии (Бари), гитлеровская опеация "Ход конем" (конец мая), письма Тито Сталину и Молотову от 5 июля, доклады Корнеева советскому руководству 31 июля-1 августа, встречи Тито с западными союзниками (Черчиллем и руководителем ОСС Донованом) в Италии в августе, планы высадки союзников в Истрии, тайный (!!!) - ведь первый официальный был весной 1945 г. (!) - визит Тито в Москву в сентябре и заявлене Совправительства о том, что Красная армия входит в Югославию по приглашению НКОЮ, а еще и перевороты в Болгарии и Румынии (с награждением короля советским орденом), а еще - переговоры в Москве Сталина с Черчиллем и Молотова с Иденом о "разделе сфер влияния на Балканах", а еще первый "конфликт" между Москвой и Белградом в октябре уже после освобождения (Джилас о поведении советких офицеров и не только...)А еще ...В общем, лучше бы Вы пригласили тех российских экспертов (из Инслава РАН и РИСИ), которые участвовали в конференции "Освобождение Белграда", состоявшейся в Сербии в октябре 2009 года...
Игры на Балканах 1944 - часть 2
Да еще не упомянул военную миссию Терзича-Джиласа (больше политическую) с апреля по июнь 1944 г. в СССР, их встречи с Молотовым и Сталиным; а еще и игры вокруг сформированной под Коломной югославской военной части из усташей, сдавшихся под Сталинградом, во главе которой однофамилец бывшего президента Хорватии - Месич...Тем не менее, про разваливание Яков в воздухе, как свойство конструкции - это сказки.
2. Выбивание масла - это дефект не конструкции самолета, а мотора (и винта), усугубленный опять качеством изготовления оных на моторном и винтовом заводах. На МиГе тоже брызгало хорошо, и на ЛаГГе.
3. С КБ Поликарпова не все так просто, как на первый взгляд кажется. Простое сравнение: Поликарпов строил войсковую серию И-180 с июля 1939 г. по апрель 1940 (3 самолета). Первый серийный Як-1 построили за 2 месяца (в марте 1940). При том, что количество сотрудников у Поликарпова было раза в 4 больше, чем у Яковлева (больше, чем у кого-либо из других советских конструкторов - у ближайшего Ильюшина в 1,5 раза меньше). И денег из бюджета тоже получал немеряно. На кого Правительству и ВВС делать ставку в преддверии большой войны? На делающего дело Яковлева или "сосущего" бюджет Поликарпова. Сколько лет пришлось бы дожидаться И-185 кто мог тогда знать? Есть знаменитая и во многом справедливая формула в авиации: лучшее - враг хорошего.
количество сотрудников у Поликарпова было раза в 4 больше, чем у Яковлева
Ссылочку пожалуйста!После гибели на И-180 Чкалова, а затем и Т. Сузи, могло КБ Поликарпова нормально работать, как по Вашему?
На начало 1940 г.:
КБ Поликарпова - руководителей 20, конструкторов 227, служащих 111, всего 358.
КБ Ильюшина - руководителей 4, конструкторов 90, служащих 67, всего 181.
КБ Яковлева - руководителей 40, конструкторов 45, служащих 10, всего 59.
Меньше, чем у Яковлева по общему числу только КБ Дубровина, Яценко, Братухина, Тюрина, а по числу конструкоров плюс к вышеперечисленным КБ Пашинина и Кочеригина.
КБ Лавочкина и Микояна в таблице нет (еще не сформировалиь), т.е. цифры по КБ ННП - еще до разделения.
хороша ложка к обеду
Вы абсолютно правы. Примеров, когда хороша ложка к обеду, несть числа. Например штурмовик Су-6 был на голову лучше Ил-2, но слишком поздно.Про Поликарпова
>> sdk2002:Простое сравнение: Поликарпов строил войсковую серию И-180 с июля 1939 г. по апрель 1940 (3 самолета).
Если учесть, что с 25 ноября 1939 г. Поликарпова не было в СССР вообще - это не удивительно.
А учитывая что директор завода №21 ОТКАЗАЛСЯ(!) делать И-180, игнорируя все НАЗНАЧЕННЫЕ сроки (на 15 марта 1940 г. 7-8 сроков и ни одного самолета) - это уже закономерно.
>> sdk2002:
Первый серийный Як-1 построили за 2 месяца (в марте 1940).
Именно поэтому испытаний он НЕ ПРОШЕЛ
>> sdk2002:
При том, что количество сотрудников у Поликарпова было раза в 4 больше, чем у Яковлева
При том - это при том, что возратясь из Германии Поликарпов нашел свое КБ растащенным (Только Микоян с Кагановичем успели увести за это время более 80 сотрудников КБ)
>> sdk2002:
И денег из бюджета тоже получал немеряно.
В конце 1938 г. КБ Поликарпово не было включено в план финансирования! Работы за 39 г. долго не оплачивались наркоматом, а программы 40 г. долго не утверждались.
Неужели подался за рубеж совсем? ;) Мне казалось, что в ту командировку с комиссией Тевосяна ННП поехал вместе с Яковлевым (и вернулись они вместе в декабре). И что: Яковлевцы в отсутствие главного И-26 сваяли к Новому 1940 году, а у ННП в КБ разброд и шатание. Кто из двух крепче как руководитель?
В ту же оперу вопрос: почему ННП запретил до своего возвращения показывать проект И-200? Того самого истребителя на который в 41-м были такие большие ставки сделаны. Это государственный подход?
>> А учитывая что директор завода №21 ОТКАЗАЛСЯ(!) делать И-180, игнорируя все НАЗНАЧЕННЫЕ сроки (на 15 марта 1940 г. 7-8 сроков и ни одного самолета) - это уже закономерно.
Можно подумать, что на 301 заводе в Химках, который стал внедрять И-26, не та же ситуация была. Также в "своем" КБ строился ЛаГГ, и все силы дирекцией бросались на него (потому что опытные работы финансировались и премировались хорошо). Кстати, в марте 1940 Яковлев был в очередной командировке в Германии.
За заводскую "вольницу" в том числе было снято руководство НКАП в начале 1940 г.
>> Именно поэтому испытаний он НЕ ПРОШЕЛ
Я вел речь о СЕРИЙНОЙ машине, выпуск которой ПРАВИТЕЛЬСТВО санкционировало до окончания госиспытаний опытного образца. Точно также потом организовывался СЕРИЙНЫЙ выпуск И-200 и ОКО-6.
Из трех наиболее готовых на начало 1940 г. машин: И-180, И-28 Яценко и И-26, которые новое руководство НКАП попыталось сделать хотя бы в войсковых сериях для участия/проверки в СФВ к марту только Яковлев уложился в срок.
>> В конце 1938 г. КБ Поликарпово не было включено в план финансирования! Работы за 39 г. долго не оплачивались наркоматом, а программы 40 г. долго не утверждались.
Вспомните, когда Яковлев получил свой завод на Ленинградке? Как раз после аварии АИР-7, когда ему вообще хотели запретить конструкторскую работу. Уперся, доказал, убедил, и деньги себе получил (у Осоавиахима).
А про программы: вы точно уверены, что сам ННП не задерживал подачу заявок на темы работ в НКАП (к примеру) или давал неявно? Еще вопрос: сколько денег нужно было чтобы летным экспериментом установить (подобрать) лучшую форму козырька фонаря И-180? За испытательные полеты опытной машины и их подготовку платили немалые деньги, причем не только пилоту.
Еще раз о "крысином" короле (Яковлеве)
>> sdk2002:Мне казалось, что в ту командировку с комиссией Тевосяна ННП поехал вместе с Яковлевым (и вернулись они вместе в декабре). И что: Яковлевцы в отсутствие главного И-26 сваяли к Новому 1940 году, а у ННП в КБ разброд и шатание. Кто из двух крепче как руководитель?
Ну и КУДА вернулся Яковлев и КУДА вернулся Поликарпов? Поликарпов вернулся в разгромленное КБ: украли сотрудников, самолеты, лишили помещений и производственной базы.
"Крепкость" руководителя Яковлева - это я так понимаю, что-то вроде "эффективного менеджмента" Сталина? Недаром Яковлев был его референтом. Тогда не спорю - Яковлев был "крепче" Поликарпова.
>> sdk2002:
В ту же оперу вопрос: почему ННП запретил до своего возвращения показывать проект И-200?
И-200 Поликарпов направил на утверждение в НКАП ПЕРЕД своей поездкой. И что случилось когда он вернулся? И-200 украли, вместе с сотрудниками.
А ДО этого Поликарпов не докладывал о самолете, т.к. у него были сомнения по этой машине в свете более ЛУЧШИХ вариантов.
>> sdk2002:
Можно подумать, что на 301 заводе в Химках, который стал внедрять И-26, не та же ситуация была.
Абсолютно не та же. И с ЛАГГами не та.
>> sdk2002:
Я вел речь о СЕРИЙНОЙ машине, выпуск которой ПРАВИТЕЛЬСТВО санкционировало до окончания госиспытаний опытного образца.
Вот это и удивительно. Испытаний машина НЕ прошла, но ее в обход более успешных санкционировали к выпуску.
Вы вели речь, мол как быстро подготовили машину, но таким образом "подготовить" можно все что угодно и сколь угодно быстро.
>> sdk2002:
Точно также потом организовывался СЕРИЙНЫЙ выпуск И-200
И-200 испытания ПРОШЕЛ!
>> sdk2002:
к марту только Яковлев уложился в срок.
Забавно, правда? 1 мая 1939 г. И-180 летает над Красной площадью, а к марту 1940 г. "успевает" (см. выше) в срок только Яковлев.
>> sdk2002:
А про программы: вы точно уверены...
Нет, не точно. Точность ждет своих исследователей (явно не Хазанова).
Но что можно сказать точно, страна получила хорошие и посредственные самолеты (не хуже немецких), вместо того чтобы получить отличные и перспективные самолеты (лучше немецких).
И повнимательнее к чтению того что вам пишут, во-вторых.
Если чего-то не знаете наверняка, то не пишите, а то можете сесть в лужу, в-третьих.
Настоятельно рекомендую вам почитать документальные Хроники И.Родионова.
Что и вам желаю
"Наверняка" не знает никто.Потому я написал, про финансирование Поликарпова точно не известно. Однако, М. Мухин и А. Степанов в "Советской авиапромышленности накануне ВОВ" (Москва, 2006) писали именно так, как я указал выше.
При многочисленных свидетельствах гнобления Поликарпова эта версия граздо более правдоподобна, чем ваше голословное "и денег из бюджета тоже получал немеряно".
Так что насчет лужи, вы отчасти правы...
А вот вы не знаете, что в командировку в Германию Поликарпов поехал спонтанно, вместо внезапно заболевшего Ильюшина (членов комиссии Тевосяна утверждало Политбюро, так что замена была знаком очень высокого доверия ННП у политической верхушки). А группа конструкторов, у которой был внутрифирменный конфликт с главным, решила воспользоваться этой ситуацией и отделиться, пригласив Микояна как "крышу". Если при этом они забрали свой проект, то ни воровства, ни плагиата не было.
И еще: Яковлев из кроватной мастерской свой завод выстроил ни кому не жалуясь и ничего не клянча. А "новое" КБ ННП запросило у бюджета в 40-м 13,123 млн.руб денег на организацию своего опытного завода, в том числе 3,75 млн.руб на строительство жилого дома (будто все жившие до того в Москве сотрудники внезапно жилья лишились)
За что вы можете отвечать? За тиражирование баек?
>> sdk2002:по плану опытного строительства 1939-1940гг. по Постановлению Правительства от 29.7.39 г. ННП выделялось из бюджета 20094,4 тыс.руб на темы плюс 12600,0 тыс.руб на премии.
И что? 29 июля 1939 г вышло постановление Комитета Обороны при СНК "О внедрении в серийное производство модифицированных самолетов-истребителей в 1939 году". Это постановление ОБЯЗЫВАЛО в т.ч. выпустить три И-180 войсковой серии к 1 октября 1939 года. Выпустили? Нет.
Так и тут. Деньги дать постановили? (Кстати, сколько постановили дать Яковлеву? Неужели ничего?). Получил их Поликарпов? Судя по моему источнику если и получил, то не тогда, когда они были нужны: "В конце 1938 г. КБ Поликарпово не было включено в план финансирования! Работы за 39 г. долго не оплачивались наркоматом, а программы 40 г. долго не утверждались."
Опять же это постановление (т.е. еще не деньги) лишь "по плану опытного строительства". Что туда входило?
>> sdk2002:
А группа конструкторов, у которой был внутрифирменный конфликт с главным, решила воспользоваться этой ситуацией и отделиться, пригласив Микояна как "крышу". Если при этом они забрали свой проект, то ни воровства, ни плагиата не было.
Это даже не смешно. "По просьбам трудящихся" так сказать. )))
Решила "группа конструкторов" как-бы "отделиться". Ага. И тут же "ОКО" и "КБ №1 по маневренным истребителям" на заводе №1 создалось! На зводе №1!!!
Начальник - Артем Иванович Микоян. Так он и ждал просьб конструкторов, чтобы захватить завод №1. Ждал правда в санатории "Барвиха" почему-то.
А "группа конструкторов" так сильно "отделилась", что главным авиаконструктором завода №1 оставался какое-то время (на бумаге) Поликарпов.
Или было наоборот? В ОКО в ПРИКАЗНОМ порядке увели (украли) более 80 лучших спецов КБ Поликарпова. На этом не остановились. Далее переводили "добровольно": подходили и говорили, что дни Поликарпова сочтены, он поповский сын, хочешь работать - беги к Микояну. На дворе был известно какой год и люди "добровольно" уходили.
В ОКО был же украден из КБ Поликарпова проект И-200. Разумеется никаким "своим", собственностью он "группе конструкторов" не был - "группа конструкторов" просто над ним работала и хорошо знала.
>> sdk2002:
Яковлев из кроватной мастерской свой завод выстроил ни кому не жалуясь и ничего не клянча.
Неужто на свои сбережения выстроил? Без помощи? Гордый...
А Поликарпов стало быть "завод №51" строил на народные ("13,123 млн.руб"), не свои денежки, постоянно жалуясь и клянча. Бука какой. Подумаешь с заводов №1 и №21 выгнали...
Да еще, гад, из 13,123 млн.руб решил 3,75 млн.руб потратить "на строительство жилого дома". Интеллигент выискался! Профессор Преображенский, понимаешь - не может он в столовой оперировать, а в гостиной спать!
Или опять что не так "немножечко"? А где жили сотрудники ДО этого? В своих ЛИЧНЫХ домах? Были КОРЕННЫМИ москвичами? Это такая уникальная ПРИХОТЬ у Поликарпова была?
2. Из одного государственного учреждения (КБ) в другое государственное учреждение (ОКО) без приказа даже стул нельзя было перевести (потому что он проинвентаризирован и находится на балансе). Аналогично все остальное имущество КБ ННП. Были приказы о разделении (выделении, реорганизации и т.п.), а под ними подписи лица (лиц) принимавших/визировавших решение. Если вы придерживаетесь теории заговора против ННП (а не то, что эти приказы принимались ответственным госчиновником, исходя из государственных интересов), то назовите это лицо (лица) поименно, и дайте ссылочки на документы им/ими подписанные.
Списанные расходы по опытным СПБ и нулевой серии(на который выделялись по упомянутому мной плану 2,5 млн + 1,4 млн премий) составили 33,13 млн.руб. Так, небольшой перерасход.
Так каковы были расходы у Яковлева?
Сколько самолетов Яковлев спроектировал и собирался строить? И сколько самолетов спроектировал Поликарпов и собирался строить? С хрониками Родионова вы знакомы, значит не трудно будет найти.
>> sdk2002:
Из одного государственного учреждения (КБ) в другое государственное учреждение (ОКО) без приказа даже стул нельзя было перевести
Вот вы сами себе и ответили, почему ваша версия об "отделившейся группе конструкторов, забравших якобы "СВОЙ" проект" не выдерживает никакой критики.
Что касается государственных интересов, то они были бы соблюдены при постройке И-185 (что-то подобное немцы и союзники смогли сделать лишь к концу войны)
ссылки
http://ru.wikipedia.org/wiki/Поликарпов, Николай НиколаевичИстория ОКБ Н. Н. Поликарпова
http://www.sergib.agava.ru/russia/polikarpov/polikarpov.htm
И-185
http://www.airwar.ru/enc/fww2/i185.html
http://www.airpages.ru/ru/i-185.shtml
Михаил Маслов, И-180/И-185
http://wunderwaffe.narod.ru/WeaponBook/Avia/i180/index.htm
а) списка 227 конструкторов КБ Поликарпова и перечня тем, которыми каждый из них по приказу ННП занимался (не все же И-200 делали).
б) списка конструкторов вновь сформированного ОКО
Без сравнения этих списков кричать: Держите вора! как-то неинтеллигентно :)
2. Пока доподлинно неизвестно, когда точно ННП вернулся из командировки. На коллегии НКАП 20-21.12.39 он уже выступал о поездке. Комиссия Тевосяна вернулась ЕМНИП 12.12.39. События на заводе № 1 достигли кульминации в промежутке между этими датами. (14-го приехали "сватать" И-26) Определить дату важно, чтобы ответить на вопрос знал ННП (мог знать) или нет о происходящем. Если предположить, что все творилось с его молчаливого согласия, то многое меняется.
3. На два И-26 Яковлеву запланировали 3 млн + 2 млн премия. Истратил 5,9 млн. на три. Недостающие средства взял (по согласованию с НКАП) из выделенных на третий экземпляр Р-12.
Ссылки на Эхе
Советская авиация: внутренние противоречияhttp://www.echo.msk.ru/programs/victory/642598-echo/
Истребитель И-16 и судьба его конструктора Николая Поликарпова
http://www.echo.msk.ru/programs/victory/577222-echo/
Истребитель «И-16» и судьба его конструктора Николая Поликарпова. Часть 2
http://www.echo.msk.ru/programs/victory/578731-echo/
Новые самолеты для Красной Армии перед войной
http://www.echo.msk.ru/programs/victory/46239/
истребители
Да все весьма не сложно!С кем воевали сов. истребители? Ответ - с "мессером".
Когда у "мессера" опасность со стороны задней полусферы, то он - вверх или вниз. Вверх он уходил от сов. истребителей вследствие большей энерговооруженности. Если какой-либо самолет превосходил его в этом, например отдельные модификации "Спитфайра", то он уходил вниз, вследствие меньших размеров крыла, обжатому фюзеляжу и опять же энерговооруженности. Вопрос: какой из сов. опытных истребителей мог бы попытаться догнать "мессер" в этих маневрах? Ответ очевиден - И-185 с М-71 или М-82, вследствие малых размеров крыла. К тому же крыло И-185 имело металлическую обшивку, а вопрос о прочности фанерно-полотняной обшивки Яков и Ла при разгоне с потерей высоты, так вопросом и остается (в воспоминаниях Де Жоффра есть упоминание об разрушении Як-3 при разгоне с потерей высоты). Если даже предположить, что за счет толщины фанеры, многих слоев клея и полотна (а это вес по сравнению с дюралем) достигнута небходимая прочность, но ведь все равно крыло существенно большей чем у "мессера" площади, а энерговооруженность меньше.
В отношении FW 190, рассуждения такие же, минус энерговооруженость, плюс феноменальная разворотливость по крену.
Не надо считать, что немецкие истребители крутили виражи с Яками и Ла, не применяя те маневры, где они сильнее. Хотя в опубл. источниках много про превосходство сов. истребителей на виражах, но следует иметь в виду, что это замеры в учебно-испытательных боях, когда в кабинах и того и другого самолета сов. пилоты.
Так что в серию не пошел единственный (можно тут упомянуть ИП-21 с малой площадью крыла и спец. профилем как раз для разгона с потерей высоты) истребитель способный драться с "мессером" - И-185. Вот такой факт, а про отсутствие завода - это оправдание во все времена даже кощунственное, если помнить о десятках тысяч погибших на Яках и Ла летчиков.
Некоторые посчитали это автовазом
и тем, что "Поликарпов не угадал направление истребительной авиации".Она как не угадал - отчего-то ЛаГГ, сменив мотор с жидкостным охолождением на мотор с воздушным (как у И-185), избавившись от "дельта"-древесины в пользу металла (как у И-185), расположив три пушки по центру (как у И-185) и напрямую взяв синхронизатор с И-185 - это образец "угадывания направления истребительной авиации" (в виде Ла-7). А вот И-185 - это образец "заблуждения".
Однако, Ла-7, хотя и поразительно похож на И-185 все равно не дотягивает до характеристик И-185. Ну и когда был выпущен Ла-7? (хорошо хоть Поликарпов дожил до этого момента).
А И-185 поступил на фронт уже в 1942 году. А не мешай ему "молодые и беззвестные конструкторы" вроде Яковлева, то страна получила бы лучший поршневый истребитель ВМВ еще бы в 40-м году.
Вот это автоваз!
Акелла промахнулся
Господа, все это частности. Поликарпов сделал ошибку не в 39-м, а раньше, когда не угадал направление развития истребительной авиации. Ме-109 был готов в 36г. В 39-40 г наши уже догоняли лидеров, ушедших вперед и молодежь "сделала" короля истребителей (Акелла промахнулся).О самолётах Яковлева
Жаль, но ничего нового Вы не сказали. Всё это можно прочитать из известных с детства книжек.Лучше бы покопали о вредительстве в КБ Поликарпова, о том, как Поликарпову в Работе мешала Его интеллигентность, в случаях, когда надо было решительно действовать. Заодно, о том, как попал снимок секретного самолёта в один из зарубежных журналов. И правда ли , что Петляков сделал копию мессершмитта 110 - Пе 2. И почему немцы не догадались поставить реактивный двигатель на самолёт истребитель мессершмитта 109 по реданной схеме.
А такие разговоры дилетантов, только что прочитавших мемуары Яковлева - это несерьёзно.
Я уже выше писал, что с КБ ННП нужно еще досконально и подробно разбираться кто есть кто. Ну не выдерживает даже легкого сомнения легенда о "белом и пушистом". Попробуйте ответить на вопрос: почему "борец за идею" ННП после известных событий на заводе № 1 не поехал в Горький, а предпочел ютиться с КБ абы как, но в Москве? В Нижнем 21-й завод не меньше мощностью был, чем 1-й в Москве. Приехал бы туда и своим авторитетом построил и И-180, и И-185. Гордыня не позволила? А может что еще? Московское товарное и продуктовое спецраспределение к примеру. Я не знаю, но выяснить хотелось бы.
ННП не один такой. КБ Лавочкина сидело насмерть в Химках на 301 заводе до эвакуации в октябре 41-го, почти забыв про серию и в Нижнем, и в Новосибирске (а убегали так быстро, что три своих ЛаГГа бросили). Яценко всеми силами рвался на 81-й завод вместо Саратова.
Да, Яковлев тоже находился в Москве, но он свой опытный завод сам строил с нуля. ИМХО имел право.
ответ скд2002
Я думаю Вы правы. О номенклатурных войнах между конструкторскими бюро написано очень мало. И о стремлении быть ближе к материальным благам тоже. Но раз Поликарпов не смог вовремя довести до ума свои истребители, значит каких то качеств ему не хватило в борьбе между кланами номенклатуры. Время то у него было.Там наверняка есть и негативное влияние Туполева.
Кошкину ничто не помешало сделать в труднейших условиях лучший в мире средний танк. А уж проблем и недоброжелателей у него было не менее, чем у короля истребителей.
истребители Яковлева
Да, Захаров прямо побил рекорд по невежеству - сравнивает конструкцию Яка и "фоккера триплана"! Просто поражен, во первых металлической фермы в фоккере не было - только дерево, во вторых сравнивать крыло триплана со свободнонесущим крылом Яка, лишь на том основнии , что и там и там дерево -это удивительное невежество, ладно Захаров, он своими глупостями уже не удивляет, но почему в ответ на эту реплику отмолчался Хазанов - позиционирующий себя как "историка авиации"?? Утверждени Захарова, что "он читал в мемуарах о слабом крыле" - к теме этой передачи не относится, это писали только про Як-3. Опять этот бред про "сложность управления", обьединённое управление шагом и газом на немецких истребителях - далеко не оптимальный вариант, тк ставит пилота в жёсткие рамки алгоритма работы автоматики, американцы к примеру не делали этого на своих палубных истребителях,да и на сухопутных это было далеко не всегда, в этом отношении Яковлев выдал практически идеальное решение проблемы -рычаги газа и шага расположены рядом, обе их рукоятки накрываются ладонью пилота, передвигаются они синхронно, но при этом жёсткой связи между ними нет, и при необходимости пилот может специально затяжелить или облегчить винт. Не даром именно кабину Яка предлагали в качестве "эталонной" - не для того, что бы лётчикам было легче осваивать разные типы истребителей (разница и так не принципиальна), а потому, что по эргономике Яковлевская кабина была наиболее оптимальной. Кстати, ручка управления Р-1 (она же типа "мессершмитт") на Яках была введена в 42-м, а не в 43-м.Про эргономику могу сказать только две вещи: 1. Справлялись.
2. Что бы сказал пилот ВОВ сев в кабину современного истребителя?
Смогли бы, несомненно, и те, и другие.