Поддержали: xx
Минутку...
ПОИСК
Обычная версия
передача
Все передачи

Под Андреевским флагом

время выхода в эфир — в ночь на пт, 00:10
Первая программа о Военно-морском флоте в прямом эфире, уникальный совместный проект радиостанции Эхо Москвы и пресс-службы ВМФ.
В радиоэфире - 300 лет истории и традиций Российского флота, быт и жизнь на подводных лодках, надводных кораблях, в морской пехоте.
Ведущие:
Дмитрий Бурмистров капитан 2-го ранга, заместитель начальника пресс-службы ВМФ
Ольга Орехова ведущая программы
Игорь Дыгало помощник главнокомандующего ВМФ РФ, начальник пресс-службы ВМФ РФ, капитан I ранга
Обычная версия
эфир
17.03.2006 00:07
Под Андреевским флагом : 100 лет подводным силам России
Гости:
Дмитрий Бурмистров капитан 2-го ранга, заместитель начальника пресс-службы ВМФ
Ведущие:
Игорь Дыгало помощник главнокомандующего ВМФ РФ, начальник пресс-службы ВМФ РФ, капитан I ранга

100 лет подводным силам России

Д. БУРМИСТРОВ – Добрый вечер.

И. ДЫГАЛО – Добрый вечер. Сегодня экипаж подводной лодки… а почему экипаж подводной лодки, потому что 100 лет подводному флоту, включая в себя, конечно же, Николая Котова, который сидит напротив. Дмитрий Бурмистров – пресс-служба ВМФ.

Д. БУРМИСТРОВ – Добрый вечер.

И. ДЫГАЛО – И я, Игорь Дыгало – пресс-служба военно-морского флота. по волнам эфира по неспокойным волнам нашей морской жизни. 7 футов под килем. «Под Андреевским флагом» программа.

НОВОСТИ ВОЕННО-МОРСКОГО ФЛОТА:

И. ДЫГАЛО – В эфире новости военно-морского флота. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал Владимир Масорин сегодня убыл в рабочую поездку в город Североморск на Северный флот для участия в праздничных мероприятиях по случаю 100-летия подводных сил. 100-летие подводных сил России отмечается 19-го марта. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом посетит базу подводных лодок «Гаджиево», где он лично побывает на борту двух атомных подводных лодок. А также завтра примет участие в торжественных мероприятиях в главной базе Северного флота городе Североморске по случаю 100-летия подводного флота России. Дмитрий Бурмистров, добавляйте.

Д. БУРМИСТРОВ – Также Главнокомандующий Военно-Морским Флотом на Северном флоте в завтрашних мероприятиях посетит флагман российского флота, Северного флота – это крейсер «Петр Великий». Главнокомандующий Военно-Морским Флотом поздравил моряков, находящихся в море, находящихся на берегу, с наступающим праздником – 100-летием подводных сил России. Главнокомандующий Военно-Морским Флотом отметил, что «военно-морской флот выполняет возложенные на него обязанности, и впредь это будет именно так».

И. ДЫГАЛО – Главком ВМФ, поздравляя российских подводников, отметил, что «фундамент морской мощи российского государства, заложенный еще в период Советского Союза, оказался настолько прочным, что и сегодня, несмотря на объективные трудности, которые переживает наш флот, подводные силы страны остаются важнейшим фактором и аргументом международной политики, одним из немногих инструментов нашего влияния на положение в мире; с началом оснащения подводных лодок баллистическими крылатыми ракетами, носителями ядерного оружия, появлением на них ядерных энергетических установок, подводный флот стал главной ударной силой военно-морского флота».

Д. БУРМИСТРОВ – 19-го числа на всех флотах России будет отмечаться праздник – 100-летие подводных сил России. Это будет отмечаться как на Камчатке, так на Дальнем Востоке в городе Владивостоке, так в городе Североморске, в Севастополе и, естественно, в Калининграде. Колыбелью флота является Санкт-Петербург. И поэтому в Санкт-Петербурге пройдут торжественные мероприятия, в которых примут участие руководители города, а также руководство базы.

И. ДЫГАЛО – Кораблестроительная промышленность страны уже приступила к созданию новейших многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения. Сейчас строится головной корабль «Северодвинск». Эти лодки предназначены для действий в океанской зоне совместно с существующими и строящими атомными подводными лодками. Период становления подводных сил, который характеризуется многотипностью и узкой направленностью, миновал.

Д. БУРМИСТРОВ – Главнокомандующий Военно-Морским Флотом, отвечая на вопрос, какие подводные лодки в недалеком будущем станут основой подводного флота страны, ответил: «Кораблестроительная промышленность страны уже приступила к созданию новейших многоцелевых атомных подводных лодок четвертого поколения». Сейчас строится головной корабль «Северодвинск». Эти лодки предназначены для действий в океанской зоне совместно с осуществляющими свои боевые задачи в море стратегическими крейсерами стратегического назначения.

И. ДЫГАЛО – Я добавлю. Я отмечу в эфире программы «Андреевский флаг» (программа о подводном флоте), 19-го марта мы отмечаем 100-летие подводных сил. И, наверное, объявим, викторину, вопрос традиционный? Итак, вопрос викторины: кто построил одну из первых подводных лодок, которая называлась «Дельфин»? Повторяю. Имя конструктора, который построил одну из первых подводных лодок, российский подводных лодок, «Дельфин» – с таким красивым названием. Какие у нас телефон и пейджер, Коля?

Н. КОТОВ – Наш телефон 783-90-25 – для Москвы мы обычно этот телефон приберегали, а вот для не Москвы мы телефон используем 783-90-26. И пейджер 725-66-33.

Д. БУРМИСТРОВ – И разыгрываем мы сегодня Большой морской энциклопедический словарь.

И. ДЫГАЛО – Это не просто книга.

Д. БУРМИСТРОВ – Это фолиант!

И. ДЫГАЛО – Да, да, да, да. Из него можно узнать очень много относительно и подводных сил и вообще военно-морского флота. Это находка, которая не продается.

Д. БУРМИСТРОВ – И поздравляя все регионы нашей страны, которые поддерживают наш военно-морской флот, мы хотели бы им посвятить эту песню в исполнении группы «Пилот».

И. ДЫГАЛО – Питерской группы.

МУЗЫКА

И. ДЫГАЛО – Вот такой «Большой питерский блюз». Почему питерский блюз? Это все очень серьезно. Потому что колыбелью военно-морского флота является город Санкт-Петербург.

Д. БУРМИСТРОВ – Город кораблестроения.

И. ДЫГАЛО – И основной судостроительный, кораблестроительный комплекс находится там. Конечно же, есть еще центр подводного атомного кораблестроения – это город Северодвинск. Я завтра как раз туда уезжаю. Уезжаю для того, чтобы подготовить визит Главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Владимира Масорина. В Северодвинск он прибудет 18-го, 19-го марта. Там будет…Что будет?

Д. БУРМИСТРОВ – Именно – что будет!

И. ДЫГАЛО – Дима, будешь задавать мне вопросы, поскольку нет Ольги Ореховой. Коля вот рядом сидит.

Д. БУРМИСТРОВ – Она отпущена в кратковременное увольнение.

Н. КОТОВ – Я вообще как балласт. Сижу, не понимаю.

И. ДЫГАЛО – Балласт, между прочим, для подводной лодки – серьезная вещь!

Д. БУРМИСТРОВ – Это полезная вещь. Положительная плавучесть, по крайней мере. Игорь, что произойдет в Северодвинске?

И. ДЫГАЛО – Я сразу же говорю, что Дмитрий заранее знает, что произойдет, но мы будем играть сегодня роли такие.

Д. БУРМИСТРОВ – Я догадываюсь.

И. ДЫГАЛО – Мы, чтобы слушатели нас правильно понимали, мы вас не обманываем, поскольку Дмитрий, как также человек пресс-службы и заместитель мой, он прекрасно знает, что будет, но он будет задавать вопросы, чтобы слушатели легко это воспринимали. Что произойдет в Северодвинске? Докладываю, говоря военно-морским языком, военным языком. Дмитрий, докладываю.

Д. БУРМИСТРОВ – Есть!

И. ДЫГАЛО – 19-го марта в Северодвинске пройдет торжественная церемония. Для этого города это очень сложно конечно, поскольку это Белое море, это удаленность. Пройдет торжественная церемония закладки третьего корпуса новой атомной подводной лодки типа «Барей». Я не буду рассекречивать ее данные. Не надейтесь, дорогие слушатели, или шпионы, которые нас слушают! А нас наверняка слушают иностранные шпионы.

Н. КОТОВ – Конечно!

И. ДЫГАЛО – Коля, нет ли там, на экране, вопросов: а скажите, какая у вас скорость будет, и подпись: «шпион»? Дальше докладываю. Туда прибывает Главнокомандующий Военно-Морским Флотом России адмирал Владимир Масорин, пребывает заместитель министра обороны Российской Федерации Московский. И мы завтра будем с ним общаться. Я думаю, что он расскажет журналистам завтра. Он выступит на этой церемонии. Что такое закладка подводной лодки?

Д. БУРМИСТРОВ – Игорь, давай начнем с того, что поясним нашим слушателям, что такое лодка «Барей». Что это ракетный подводный крейсер стратегического назначения с новым комплексом баллистических ракет.

Н. КОТОВ – Еще немного, и все расскажет!

Д. БУРМИСТРОВ – Вот на этом я умолкаю.

И. ДЫГАЛО – По лезвию бритвы ходим.

Д. БУРМИСТРОВ – Главное – знать грань!

И. ДЫГАЛО – Ну пусть нас боятся, почему «Барей» и почему с баллистическими…

Н. КОТОВ – Шпионы сказали «тю» и переключили!

И. ДЫГАЛО – Слава богу, вот теперь, когда шпионы переключились, поясним. Как доложил рулевой на горизонтальных и вертикальных рулях, Николай Котов…

Д. БУРМИСТРОВ – И главный командир боевой части «4».

И. ДЫГАЛО – Боевая часть «4» - это боевая часть связи, Коля. Так что сегодня у тебя такие обязанности жуткие. А есть такой лозунг, слоган или принцип: «Потеря связи – это потеря управления». Я думаю, что мы сегодня ее не потеряем с Николаем Котовым. Я сразу скажу, поскольку шпионы уже отключились, в принципе это несекретная информация, главная заслуга за последние 5 лет российского подводного флота – это то, что российский подводный флот испытал новый комплекс, новейший комплекс, ракетный комплекс «Булава». Мы об этом объявляли в эфире, это новая ракета. Естественно, что новая подводная лодка строится под этот комплекс, и дальше мы говорить не будем. Совсем недавно, несколько месяцев назад, мы провели эти испытания, и ракета «Булава» поразила условную цель на полигоне «Кура» на Камчатке. А стрельба производилась с Северного флота.

Д. БУРМИСТРОВ – Можно я немножко…

И. ДЫГАЛО – Добавляй, добавляй, добавляй!

Д. БУРМИСТРОВ – …поясню. Как сказал Главнокомандующий Военно-Морским Флотом адмирал Владимир Куроедов, вот эти испытания комплекса «Булавы» прошли, скажем так, с экономией для нашего государства,

И. ДЫГАЛО – Куроедов или Владимир Масорин?

Д. БУРМИСТРОВ – Владимир Масорин.

И. ДЫГАЛО – А, ну ты сказал Куроедов.

Д. БУРМИСТРОВ – Я прошу прощения. Очень грань такая.

Н. КОТОВ – А это чтобы шпионов запутать, кто сказал, что сказал!

Д. БУРМИСТРОВ – Оружие начинало проектироваться при Владимире Куроедове, а испытываться при Владимире Масорине.

И. ДЫГАЛО – У нас преемстственность очень хорошая. Вообще, как от корабля к кораблю переходит имя, так и добрые дела переходят от главнокомандующего военно-морским флотом к новому главнокомандующему военно-морским флотом. То, что в трудные времена делалось адмиралом флота Владимиром Куроедовым, также сейчас имеет продолжение в деятельности нового главнокомандующего Владимира Масорина.

Д. БУРМИСТРОВ – Я продолжу. Владимир Масорин сказал, мы «маленьким прыжком, минуя один пункт, сэкономили для нашего российского государства огромное количество денег».

И. ДЫГАЛО – А почему, да? Я отвечу на твой вопрос (ты как бы задаешь вопрос, да?).

Д. БУРМИСТРОВ – Пожалуйста-пожалуйста.

И. ДЫГАЛО – Почему? Дело в том, что недавно в «Независимой газете» я прочитал интервью адмирала Балкина – это бывший командующий Черноморским флотом, он является прекрасным экспертом по делам военно-морского флота, тем не менее, там прозвучали такие слова, что флот берет на вооружение неиспытанные комплексы, как это положено, флот вместо того, чтобы провести несколько десятков испытаний «Булавы» произвел всего три, минуя часть традиционных испытаний (стендовых)…

Д. БУРМИСТРОВ – В экономических целях.

И. ДЫГАЛО – … а сразу в море. Поясню, ссылаясь, кстати, на Главнокомандующего Военно-Морским Флотом адмирала Владимира Масорина, поскольку он это отмечал, что да, действительно, ракету «Булава» мы испытали сразу с моря, сразу с подводной лодки, и здесь бояться не надо, поскольку, миновав серьезный этап, мы сэкономили миллионы денег налогоплательщиков. Причем промышленность, представители науки, сделали необходимые расчеты. Расчеты на 200 % гарантировали безопасность этих морских испытаний, минуя какие-то стендовые и т.д. (я не очень разбираюсь в тонкостях, да их, я думаю, не стоит говорить в прямом эфире), и ракета «Булава» была испытана впервые в России непосредственно из региона, из морского театра военных действий, и эти испытания прошли успешно. Что в результате? В результате мы сэкономили солидную сумму, которая может пойти на ремонт подводных лодок, на строительство новых кораблей. Этот год вообще отливается тем, что мы закладываем великое множество новых кораблей. Наконец-то ожила кораблестроительная программа. Только за последние месяцы мы заложили для подводников (поскольку мы говорим сегодня о подводных силах) океанский большой спасатель «Игорь Белоус» - это «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге. Корабль предназначен для спасения экипажей подводных лодок. И как отмечал главком ВМФ, такие корабли должны поступить на каждый из флотов, которые у нас имеются. Мы заложили фрегат, корабль дальней зоны, который будет действовать на удалении.

Д. БУРМИСТРОВ – И спускаем на море корвет.

И. ДЫГАЛО – Да. И в мае месяце, я думаю, мы скажем об этом, мы впервые спускаем, впервые у нас появится на плаву в боевом составе…

Д. БУРМИСТРОВ – Начали с ближней зоны и продолжаем дальней зоной.

И. ДЫГАЛО – Хотя я помню те времена, несколько лет назад, Николай… Николай уже тут эксперт, поскольку мы уже тут много месяцев выходим.

Н. КОТОВ – Я шпион своеобразный. Записываю. Будьте помедленнее, я записываю!

И. ДЫГАЛО – Несколько лет назад флот то, что называется «мочили». Программа у нас вольная, мы разговариваем, ведем диспут, может быть спор. «Мочили» - будем так говорить.

Д. БУРМИСТРОВ – Я субтитры пускаю: «просто били».

И. ДЫГАЛО – Просто били или пинали. Когда появились первые заявления командования военно-морского флота и т.д., что флот теперь у нас ориентируется только на ближнюю зону и строит маленькие корабли-корветы. Но с этого надо было начинать. На это у нас были деньги. Ближняя зона, она очень важная для того, чтобы обеспечить надежную защиту базированию флота, базированию атомного подводного флота. Теперь мы перешли к дальней зоне – фрегаты. Теперь мы перешли и выполняем свои обещания, данные после ряда трагических случаев в отношении безопасности и гарантии службы подводникам – это спасительные суда. Модернизированы поисково-спасательные силы (модернизируются – я не буду предвосхищать события). Перестраиваются и доукомлектовываются новой техникой спасательные суда…

Д. БУРМИСТРОВ – И строятся!

И. ДЫГАЛО – И строятся, да.

Д. БУРМИСТРОВ – Заложен…

И. ДЫГАЛО – «Белоусов», я уже сказал. Игорь Белоусов – там были его родственники, на «Адмиралтейских верфях» в Санкт-Петербурге. И теперь я хочу сказать, что 19-е марта – закладка атомной подводной лодки. Это событие, наверное, его можно сравнить с запуском какого-то космического корабля новой конструкции, что-то такое.

Д. БУРМИСТРОВ – Игорь, можно я добавлю?

И. ДЫГАЛО – Да.

Д. БУРМИСТРОВ – Я скажу тем людям, которые сказали, что мы далеко не ходим в море, что они некомпетентны. Любая подводная лодка заложенная, спущенная – это корабль дальней океанской зоны действия.

И. ДЫГАЛО – Я вот приведу такие совершенно ошеломляющие цифры, которые были у нас.

Д. БУРМИСТРОВ – Прежде чем ты приведешь ошеломляющие цифры, приведи, пожалуйста, вот по вопросу – шпионский вопрос с пейджера.

И. ДЫГАЛО – О!

Д. БУРМИСТРОВ – «Сколько будет стоить такая лодочка?» - задает товарищ Корейко вопрос.

И. ДЫГАЛО – О, Александр Иванович Корейко, поскольку вы так назвали себя, конечно, сразу же у меня такая картина, что вы перевозите чемодан с вокзала на вокзал и пересчитываете каждый день свои деньги и легко слагаете миллионы в тысячами в бухгалтерском отделе своей конторы. Я скажу, что такая лодка стоит много-много, но это оправдано. Океанский щит, глубинный дозор или еще как говорят пафосно о наших подводных силах…

Д. БУРМИСТРОВ – «Рыцари глубины».

И. ДЫГАЛО – Я вот сегодня как раз прочитал, зашел к Большому капитану, который у нас обычно байки читает, и увидел у него вымпел камчатского соединения подводных лодок – интересный такой, скромный в кавычках, но, тем не менее, я за него, за этот девиз. На вымпеле написано: «Мы главный аргумент России». И я товарищу Корейко отвечу. Подводный флот, подводные силы – это главный аргумент России.

Д. БУРМИСТРОВ – Тем более, стратегический аргумент.

И. ДЫГАЛО – Пока этот самый аргумент весомый у нас есть…

Д. БУРМИСТРОВ – …другим аргументировать нечего.

И. ДЫГАЛО – Да, все остальные аргументы ни к чему. Вот приведу советское время. Почему советское? Потому что это эпоха, когда интенсивно развивалось подводное кораблестроение, когда для подводного флота было сделано много и по линии науки, по линии кораблестроения, это эпоха «холодной войны», но тем не менее, конечно же она принесла свою пользу, поскольку вечная гонка, которая казалась нескончаемой – это соревнование привело к тому, что в те годы… вот, берем 65-й год, на учениях только одного лишь Северного, всего лишь Северного флота в море были развернуты 48 подводных лодок. Это всего лишь учения – 48. Маневр «Океан-77» (это естественно 1977)…

Н. КОТОВ – Так и хочется сказать, остальные 520 наблюдали!

Д. БУРМИСТРОВ – Игорь, можно я одну циферку вклиню?

И. ДЫГАЛО – Давай-давай, только не шпионскую.

Д. БУРМИСТРОВ – Только с Севера вышло 35 подводных лодок. Из них 13 атомных.

И. ДЫГАЛО – А вот маневры «Океан», которые проводились в 1977-м году (у меня еще есть где-то значок)…

Д. БУРМИСТРОВ – «Океан-80» есть еще. Они периодически проводились.

И. ДЫГАЛО – В море вышло 59 подводных лодок. Вот они советские годы. На учениях «Океан-80» в Атлантике действовали более 50-ти подводных лодок. Так видите, держалась такая…

Д. БУРМИСТРОВ – Давай сразу шпионам, разведчикам ответим на один единственный вопрос – сколько сейчас находится в боевом составе подводных лодок любых классов. Можно я сразу отвечу?

И. ДЫГАЛО – Давай!

Д. БУРМИСТРОВ – Достаточно.

И. ДЫГАЛО – Вот какая у нас есть официальная фраза, за которую нас ругают журналисты, потому что хотят знать больше, узнать поподробнее…

Д. БУРМИСТРОВ – Я продолжу мысль – чтобы обеспечить безопасность государственных границ и безопасность Российской Федерации.

И. ДЫГАЛО – С морских и океанских направлений. А еще иногда спрашивают, стремясь узнать, а какие же задачи выполняет подводный флот или когда на учения ходят надводные корабли…

Д. БУРМИСТРОВ – Дежурят по-боевому.

И. ДЫГАЛО – У нас есть вот это, а еще есть хорошая фраза, она мне жутко нравится: «Они выполняют задачи по своему боевому предназначению». Коля, можно много взять отсюда.

Д. БУРМИСТРОВ – И сразу же для слушателей и для журналистов, которые нас, может быть, слушают, наверное, надо пояснить. Есть два понятия: боевое дежурство и боевая служба. Просьба: их не путать, потому что боевое дежурство несется вплоть до того, что у пирса корабли стоят и несут боевое дежурство. А боевая служба – это то, что называется «нырнул – вынырнул – и вернулся».

И. ДЫГАЛО – И я тут дополню. Пусть тут не рассматривают нас как агрессоров, что военно-морской флот – это дубинка, которая всем угрожает: суверенитету…

Д. БУРМИСТРОВ – Нет! Всего на всего обеспечение безопасности.

И. ДЫГАЛО – Да, это сдерживающий фактор. Вот я скажу, что только в период с 65-го по конец 80-х звание Героя Советского Союза, Героя соцтруда (это, наверное, кораблестроители) было удостоены более 50-ти адмиралов, офицеров, подводников. А вообще-то, давайте еще развернем такую дискуссию. Слушатели, пожалуйста, пишите нам в пресс-службу, звоните в пресс-службу. Мне приятно, что после нашей программы стали звонит люди. Скажем, вчера мне только звонит Эраст Григорьевич из Петербурга, который говорит, ну что это у вас адмиралы (я смотрю по телевизору) ходят с кокардами (сухопутное наименование «кокарды» на фуражках, а по военно-морскому это «краб»), на которых вместо орла звездочка с серпом и молотом. Я ему ответил, а что здесь плохого. В принципе, да, это нарушение требований.

Н. КОТОВ – Было бы еще смешнее, если звездочка…

Д. БУРМИСТРОВ – Коля, а вот если начать с того, что многие, кто носит эту звездочку, принимал единожды присягу своему государству.

И. ДЫГАЛО – То есть мы присягаем не тому или иному государственному строю, а присягаем родине. И военно-морской год в любые годы…

Д. БУРМИСТРОВ – Своему отечеству.

И. ДЫГАЛО – Российский императорский флот, советский флот, несмотря на то, что действовали партийные организации, комсомольские различные на кораблях, и теперь российский флот…

Д. БУРМИСТРОВ – У нас многопартийность, Игорь.

И. ДЫГАЛО – Флот вне политики. И подводный флот, и надводный флот – они всегда выполняли одну задачу – защищать детей, женщин, трудящихся свой страны, своей родины. И для моряков родина лишена политики, это родная земля, и они уходят в море для того, чтобы вернуться. «Уйти, чтобы вернуться» - помнишь, кино мы делали такое?

Д. БУРМИСТРОВ – Да! Спасибо телеканалу НТВ, которое сделало, и Александру Викторову, в частности, нашему подводнику.

И. ДЫГАЛО – За последние лет семь мы впервые сделали такое кино на НТВ. Выходила лодка однотипная подводной лодке «Курск», это подводная лодка «Томск». Петр Любимов, известный корреспондент, Александр Викторов – они вышли и задержались в море дольше положенного, поскольку лодке надо было выполнять задачи. И впервые мы увидели фильм, который показывает не беготню по тревогам, не надевание каких-то костюмов, а жизнь. Что едят подводники, как они живут.

Д. БУРМИСТРОВ – И не только на корабле, но и на берегу. Тех, кто ждет подводников.

И. ДЫГАЛО – Да, кстати, сегодня мы хотели бы поздравить и жен подводников, потому что у них очень трудная миссия.

Д. БУРМИСТРОВ – А ведь это тыл, наш тыл.

И. ДЫГАЛО – Они ничего не знают и не видят, поскольку трудно связаться с кораблем, еще как-то можно – с надводным. И там был впечатляющий такой сюжет, девушка, молодая жена лейтенанта, который ушел на этой подводной лодке, ее снимают в такой квартире. Лейтенанту дали новую квартиру, и, естественно, там голые стены – ну понятно, что может быть в Петропавловске-Камчатском. И эта девушка из Вологды или из какого-то города, я точно забыл, она говорит, пусть идет в море и не волнуется, я здесь все сделаю, все будет уютно, хорошо.

Д. БУРМИСТРОВ – Все будет по-моему, и будет очень хорошо.

И. ДЫГАЛО – И пока у нас есть такие женщины, верные женщины, которые смотрят не на кошелек с баксами, а смотрят на то…

Д. БУРМИСТРОВ – В Москве это называется «лапотник».

И. ДЫГАЛО – А прежде всего знают, что их муж выбрал настоящую мужскую профессию, и ждут этого мужа, они вызывают особое восхищение.

Д. БУРМИСТРОВ – Один киногерой, кстати, сказал: «есть такая профессия – родину защищать».

И. ДЫГАЛО – Но только про красные шаровары не будем теперь, да? Этот фильм «Офицеры» я готов смотреть сто раз.

Д. БУРМИСТРОВ – Это целая эпоха.

И. ДЫГАЛО – А вообще мы должны оспорить мировую (в кавычках) «истину». Я должен заявить вот здесь, в прямом эфире, что первыми, кто построил подводную лодку и более того, испытал, это, конечно, была Россия. Некий Ефим Никонов в бытность Петра I, нашего основателя флота, в селе Покровка подмосковном создал потаенное судно, доложил императору, пригласил его на испытания. Подводная лодка могла погружаться. Впечатление хорошее у Петра, восхищение вызвало, и он сказал, стоить лодку, но только больших размеров.

Н. КОТОВ – Но у Да Винчи тоже что-то там!

И. ДЫГАЛО – У Да Винчи если покопаться, можно найти… в пещерах наскальные…

Д. БУРМИСТРОВ – Можно вас прервать немножко? Коля, давай сейчас на данной минуте подведем итоги викторины для начала.

И. ДЫГАЛО – А есть уже ответы, да?

Д. БУРМИСТРОВ – Ответом много.

Н. КОТОВ – Да, такое ощущение, что все строили эту лодку.

Д. БУРМИСТРОВ – По крайней мере, стояли у истоков.

И. ДЫГАЛО – Со сварочным аппаратом.

Д. БУРМИСТРОВ – Победил у нас… Кстати, вопрос.

Н. КОТОВ – Да, вопрос надо повторить. У меня нет ничего. Я же говорю, я так сижу в наушниках, нащупываю подводные рифы.

Д. БУРМИСТРОВ – Вопрос, Игорь, озвучь, пожалуйста.

И. ДЫГАЛО – И что странно, я его не забыл, поскольку мы здесь разговаривали на всякие интересные темы. Итак, вопрос мы задавали следующий: «Кто построил (имя), конструктор который построил одну из первых подводных лодок, которая называлась очень красиво «Дельфин».

Д. БУРМИСТРОВ – И как бы сказали немецких подводники, «намэ».

Д. БУРМИСТРОВ – Озвучь ответ, пожалуйста.

И. ДЫГАЛО – Немецкий флот – мы с ним воевали, но теперь дружим. А кто у нас угадал?

Д. БУРМИСТРОВ – Сначала правильный ответ.

И. ДЫГАЛО – А вдруг кто-то в последний момент позвонит?

Д. БУРМИСТРОВ – Сначала правильный ответ, а мы обозначим победителя.

Н. КОТОВ – Дмитрий хочет узнать, а знает ли Игорь, стоял ли он у истоков!

И. ДЫГАЛО – Вы знаете, помню те времена, когда мы строили «Дельфин». Помнишь, Коля?

Н. КОТОВ – Да-а!

Д. БУРМИСТРОВ – «Намэ»!

И. ДЫГАЛО – Докладываю слушателям, которые нас слушают, не удивляйтесь такому праздничному настроению, поскольку действительно предпраздничное: 100 лет не каждый год случается. Итак, подводную лодку «Дельфин» построил Иван Григорьевич Бубнов в 1904-м году совместно с капитаном 2-го ранка Беклемишевым. Но я задавал вопрос именно по Ивану Григорьевичу Бубнову. Итак, Иван Григорьевич Бубнов.

Д. БУРМИСТРОВ – Игорь, так все-таки как будем ориентироваться: более полный ответ или по фамилии Иван Григорьевич Бубнов?

И. ДЫГАЛО – Нет, мы задавали краткий ответ, не подразумевали полный ответ.

Н. КОТОВ – Не плохо было бы: тот, кто даже дополнил.

И. ДЫГАЛО – А давай утешительный приз, хорошо? Только я сразу говорю, мы привезли в студию один приз.

Д. БУРМИСТРОВ – Кто будет утешительным призом?

И. ДЫГАЛО – А давай, Дима, назовем второго: сегодня праздник. Мы подведем позже словарь, где-то через два дня, хорошо, Коля?

Д. БУРМИСТРОВ – Мы назовем тот, кто ответил первый правильно, кратко, и кто полно, но чуть-чуть попозже. Первым ответил правильно Станислав, город Москва, телефон 140 – начало, заканчиваем 88.

И. ДЫГАЛО – Станислав, мы вас поздравляем, поскольку, наверное, успели посмотреть словари. А если у вас есть дома словарь военно-морской, это значит, что все-таки вы в нем копаетесь и копаетесь в прошлом истории военно-морского флота.

Д. БУРМИСТРОВ – А более полно ответил Иван из города Саратов.

И. ДЫГАЛО – У нас есть подводная лодка «Саратов»? Надо уточнить.

Д. БУРМИСТРОВ – О-па! Вот это вопрос на засыпку. Это не Иван Григорьевич Бубнов. Телефон 2269 – начало.

И. ДЫГАЛО – Иван из Саратова, мы вас поздравляем, что вы так далеко от Москвы, от Питера.

Д. БУРМИСТРОВ – «Бубнов и Беклемишев».

И. ДЫГАЛО – Абсолютно верно. Поэтому Станислав, мы вас поздравляем, вы выиграли сегодня Военно-морской энциклопедический словарь, откуда можете черпать знания.

Н. КОТОВ – Кстати говоря, Станислав, он из Москвы, он может словарь (вы уже принесли) завтра прийти. А вот тогда для Ивана вы принесете…

Д. БУРМИСТРОВ – …чуть-чуть попозже. Саратов чуть-чуть подальше, поэтому чуть-чуть попозже.

И. ДЫГАЛО – Иван, в понедельник, наверное, привезем сюда, на студию лично Николаю Котову.

Д. БУРМИСТРОВ – Коля, а может, послушаем сейчас вопрос слушателей?

Н. КОТОВ – Конечно.

Д. БУРМИСТРОВ – Наверняка они имеются хотя бы из города Москвы.

Н. КОТОВ – У некоторых вопросы, наверное, чего вы сегодня такие веселые.

Д. БУРМИСТРОВ – Предпраздничное настроение.

Н. КОТОВ – Из Москвы вопрос слушаем. Так, из Москвы что-то испугался. Давайте не из Москвы.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый вечер. Это из Москвы. Я вас слушаю.

Д. БУРМИСТРОВ – Здравствуйте, Москва. А как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Николай. Капитан запаса.

Д. БУРМИСТРОВ – А каких войск?

СЛУШАТЕЛЬ – Афганец, но я, будем говорить, пехота, автомобилист.

И. ДЫГАЛО – Ничего страшного.

СЛУШАТЕЛЬ – Я вас поздравляю с праздником.

Д. БУРМИСТРОВ – Спасибо огромное, Николай.

СЛУШАТЕЛЬ – Вы очень много говорили о защите внешних рубежей, а как начет внутренних? Насчет засилья в Москве всего.

Д. БУРМИСТРОВ – Подводного флота в Москве, к сожалению, нет.

И. ДЫГАЛО – Николай, я понял ваш вопрос. Вас беспокоит не только внешний вероятный противник (мы избегаем этой фразы, поскольку мы стараемся сейчас конструктивно себя вести на море и везде и проводим совместные учения)… Относительно внутренних функций – для этого есть МВД, для этого есть другие силовые ведомства. Военно-морской флот создан прежде всего для того, чтобы защищать морские и океанские рубежи. Конечно, можно посмотреть и сделать экскурс в историю там, где матросы перелазили через забор у Зимнего, и «Аврора» палила, но я думаю, что флот не должен участвовать во внутриполитических делах. Хотя сейчас, наверное, Дмитрий нас дополнит, кто с честью у нас выполняет эту обязанность и задачу?

Д. БУРМИСТРОВ – Есть такая программа (я думаю, что Николай именно это имел в виду) – программа антитеррора. Функции данные выполняет Федеральная служба безопасности, а также Министерство внутренних дел, а также внутренние войска, которые решают внутренние проблемы, а вооруженные силы уже привлекаются по мере необходимости.

И. ДЫГАЛО – Николай, я тут дополню Дмитрия, что, конечно, Андреевский флаг долгое время в самое сложное время развивался и в Чечне, где наша морская пехота с доблестью прошла свой путь, с доблестью, и выполнила свои задачи. У нас был в программе к 300-летию морской пехоты командующий береговыми войсками генерал Скуратов. Помнишь, Дима?

Д. БУРМИСТРОВ – Иван Сидорович Скуратов.

И. ДЫГАЛО – Который сам прошел, сам шел впереди подразделений морской пехоты. Поэтому эти функции нам пришлось выполнять, и мы их выполнили с честью.

Д. БУРМИСТРОВ – Под Андреевским флагом.

Н. КОТОВ – Еще тогда вопросик от радиослушателей, они оживились. Сейчас из Москвы.

Д. БУРМИСТРОВ – Опять Москва!

Н. КОТОВ – А Москва чего-то испугалась.

Д. БУРМИСТРОВ – Может регионы все-таки?

Н. КОТОВ – Ну давайте регионы попробуем. Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ – Алло.

Д. БУРМИСТРОВ – Добрый вечер.

СЛУШАТЕЛЬ – Добрый вечер. Это «Эхо Москвы».

Д. БУРМИСТРОВ – Да.

СЛУШАТЕЛЬ – Здравствуйте. Звоню на вашу программу.

Д. БУРМИСТРОВ – Очень приятно. Как вас зовут?

СЛУШАТЕЛЬ – Меня зовут Валерий. Мой отец…

Н. КОТОВ – А вы из какого города?

СЛУШАТЕЛЬ – … он не был военно-морским офицером, он был гражданским специалистом, который плавал, в том числе и на лодках, устанавливал гидроакустическое оборудование.

И. ДЫГАЛО – Это уши и глаза подводной лодки.

СЛУШАТЕЛЬ – И в связи с этим у меня вопрос. Он умер достаточно рано, но успел мне привить любовь и интерес к подводному флоту. И в связи с этим у меня такой вопрос. Как учитывается в современном воспитании новых морских офицеров опыт прошлой войны? Дело в том, что известно, что германский подводный флот во время Второй Мировой войны сыграл существенную роль в битве за Атлантику. И такие имена как Гюнтер Прим, Иоаким Шепке, Вольфганг Лют – что-нибудь из их боевого опыта безотносительно к политике, просто подводники, они ведь остаются подводниками, они остаются людьми, офицерами, которые управляют приказы своего политического руководства.

Д. БУРМИСТРОВ – Валерий, как правильно если поняли: как учитывается опыт предыдущий в воспитании современной молодежи?

СЛУШАТЕЛЬ – Современные морские офицеры, допустим, о прорыве…

Д. БУРМИСТРОВ – Именно подводников? Наверное, стоит ответить, действительно, на этот вопрос. Есть у нас факультеты в военно-морских училищах, ныне институтах, которые готовят именно непосредственно подводников, и есть такая дисциплина «Военная история, военно-морское искусство, тактика военно-морского флота» и т.д., где все эти вопросы, естественно. В частности, я могу сказать, тот самый выход в атаку героя Советского Союза Маринеско преподается курсантам военно-морского училища, в прошлом ленинского комсомола, ныне корпуса Петра Великого, (вторая его часть, где готовят подводников), как азы. Это история, на которой мы действительно учимся, и которую мы действительно впитываем.

И. ДЫГАЛО – Подтверждаю, потому что мы там учились. Я понял еще вторую часть вопроса.

Н. КОТОВ – Дело в том, что я так, может быть, по-другому еще этот вопрос понял. Допустим, насчет немецких подводников, ведь были же асы у немцев тоже. И теперь на их примерах учатся или нет, вот на этих?

И. ДЫГАЛО – Коля, я хотел бы разделить ответ на вопрос очень важный вопрос, на две части. Первая – я смотрю в книжных магазинах, везде, сейчас очень много литературы о немецком подводном флоте, о немецком военно-морском флоте. Это как бы романтизируется, популяризируется. Тем не менее, мы должны признать, да, подводный флот для того, чтобы действовать в любых условиях против любого вероятного противника должен изучать опыт любой страны подводных сил, любого государства для того, чтобы…

Д. БУРМИСТРОВ – И не только подводных сил. И надводных, естественно!

И. ДЫГАЛО – Но мы сейчас говорим только о подводных. Но и надводных, и авиация – абсолютно правильно сказал.

Д. БУРМИСТРОВ – Полностью опыт.

Н. КОТОВ – Когда легионы разбили фаланги, все перешли к легионам.

И. ДЫГАЛО – Да, ну еще дубину можно вспомнить. Тем не менее, должны изучать и изучаем, безусловно. И проводим исследования, и опыт последней войны, он бесценен, он и в монографиях, и в мемуарной литературе тех подводников, которые сейчас есть. Они вчера были в концертном зале «Россия», где присутствовал президент. Все изучаем, все накапливаем, и это обязательно нужно. И действия подводных лодок по разгрому конвоя в годы Великой войны, по защите этих конвоев – это все бесценно. И необходимо учитывать опыт любой войны, даже войны, которая не касается России, войны, которая локальная. Где-то происходит конфликт с участием военно-морского флота того или иного государства, он всегда изучается, учитывается для того, чтобы совершенствовать свои тактические приемы, способы и методы ведения морского боя.

Н. КОТОВ – Кстати говоря, часто ли наши ветераны военно-морского флота или подводного флота встречаются. Встречались ли они именно с ветеранами врагов, скажем, в свое время?

И. ДЫГАЛО – Дмитрий, валяй!

Д. БУРМИСТРОВ – Валяю. Есть такой… как бы его правильно назвать? Есть такое сборище, сбор подводников всех стран мира, он называется «Конгресс подводников», который будет собираться, насколько я помню, в мае месяце, 43-й конгресс подводников всего мира.

И. ДЫГАЛО – Международный конгресс.

Д. БУРМИСТРОВ – Международный конгресс, где вот именно смотрят те подводники, которые в Германии, в Советском Союзе (в том Советском Союзе), американские английские и т.д. подводники встречаются нынче в городе на Неве, в Санкт-Петербурге.

И. ДЫГАЛО – На Неве – правильно Дмитрий сказал, он все-таки патриот Питера, но вначале они встретятся в Москве и переедут в Питер. Впервые этот конгресс будет проходить в Москве в конце мая – в июне месяце. И эту организаторскую работу проводит сегодня Союз подводников России, который возглавляет адмирал флота Владимир Чернавин, бывший главком ВМФ. Сейчас ведется интенсивная работа. Я хотел бы сказать, что 19-го марта (это не совсем тайна) праздник начнется утром, вечером закончится в 0 часов. Нет, этот год, как сказал главком ВМФ, полностью посвящен 100-летию подводных сил России, и будет праздноваться все лето. Для этого будут работать семь музеев: Центральный военно-морской музей в Питере – уникальный музей, который был создан Петром I после образования кунсткамеры. Будут работать подводные лодки, которые установлены в виде музеев в различных городах, в том числе подводная лодка, которая установлена в Москве в районе Тушино. Легендарная подводная лодка К-21 в Североморске – это лодка-музей. Кстати, Большой капитан, который рассказывает юморные истории, он долгое время был именно начальником музея этой лодки. К-21 лодка, на которой выходил в море известный подводник Лунин. Будет работать музей – подводная лодка, которой командовал известный подводник Щедрин во Владивостоке. В общем-то, все двери открыты, мы всем будем рады рассказать о подводном флоте, потому что это гордость, это наиболее рискованная профессия, наверное, вообще, и привлекательная для мужчин. Но этот риск оправдан. Мы делаем все, чтобы обезопасить этот риск, и он оправдан, поскольку на этом базируется безопасность государства.

Д. БУРМИСТРОВ – Можно я добавлю? Любой курсант, который поступает на факультет подводного плавания, он знает, куда он идет, знает, чем он рискует. Это по сути дела оправданный риск, направленный именно на безопасность нашего государства.

И. ДЫГАЛО – Коля сейчас сидит, у него круглые глаза, потому что он думает, как же идти в подводники молодым людям. Коля, если ты помнишь, Винокура такую байку, а что если я выйду, и мне кирпич на голову упадет, а что если я выйду, и меня блоха тифозная укусит. В принципе, да, риск, конечно, очень важно это учитывать. Но в то же время те, кто идет к нам в училище, не думайте об этом, риск не всегда сопряжен с опасностью.

Д. БУРМИСТРОВ – И вот очень интересные у нас идут комментарии: «Ребята, вас там не укачало?»

Н. КОТОВ – Нас не укачало, мы просто придвинулись. Сейчас все подводные силы всплыли здесь.

И. ДЫГАЛО – Я понял, то есть громко говорим близко к микрофону.

Д. БУРМИСТРОВ – Коля, может быть, еще один?

Н. КОТОВ – Да вроде бы уже…

Д. БУРМИСТРОВ – Все?

Н. КОТОВ – … к песне уже пора переходить.

И. ДЫГАЛО – Перед объявление песни (Коля, подожди, не нажимай кнопку) я хочу еще раз напомнить, что первое мероприятие, которое было посвящено 100-летию подводных сил, это было мероприятие пресс-службы ВМФ в городе Санкт-Петербурге 10-го марта – рок-фестиваль «Золото на черном», на который собралось более 10 тысяч человек. И одна из участниц – рок-группа «Пилот». Пусть сердца подводников закипят, пусть руки сожмут… ну что? кулаки сожмут!

Н. КОТОВ – Те, кто на берегу, пусть сжимают другое.

Д. БУРМИСТРОВ – А мы скажем спасибо тем, кто нас поддерживает, всем регионам, которые поддерживают военно-морской флот, подводный флот.

И. ДЫГАЛО – В море как в небе мы свободны, об этом должны знать и помнить все. «Вольная птица»!

МУЗЫКА

Другие эфиры
10 марта 2006, 00:08
Под Андреевским флагом
Тема: Возвращение традиций и флотских святынь
Гости:
Сергей Кошелев капитан 2 ранга запаса, председатель контрольно-ревизионной комиссии прихода Кронштадского Николаевского морского собора
03 марта 2006, 00:07
Под Андреевским флагом
Тема: Подводный аспект проблемы НЛО
Гости:
Дмитрий Бурмистров капитан 2-го ранга, заместитель начальника пресс-службы ВМФ
  • Владимир Ажажа - президент академии информациологической и прикладной уфологии
24 февраля 2006, 00:07
Под Андреевским флагом
Тема: Для тех, кто в море. День Защитников Отечества. Поздравляем в прямом эфире Ваших родных и близких.
Ведущие:
Ольга Орехова ведущая программы
17 февраля 2006, 00:08
Под Андреевским флагом
Тема: Военно-морской Флот и регионы России
Гости:
Рустэм Амирханов управляющий делами полномочного представителя Республики Татарстан в Москве
10 февраля 2006, 00:10
Под Андреевским флагом
Тема: Военно-морской флот и спортивные достижения
Гости:
Троицкий Виталий главный тренер вооруженных сил РФ по водному поло
03 февраля 2006, 00:10
Под Андреевским флагом
Тема: Кораблестроение ВМФ: настоящее и перспективы
Гости:
Дмитрий Бурмистров капитан 2-го ранга, заместитель начальника пресс-службы ВМФ
  • Игорь Дыгало - помощник главнокомандующего ВМФ РФ, начальник пресс-службы ВМФ РФ, капитан I ранга
  • Дмитрий Силантьев - главный строитель головного корабля, фрегата «Адмирал флота Советского Союза Сергей Горшков»
26 января 2006, 23:08
Под Андреевским флагом
Тема: Штурманская служба ВМФ. Безопасность мореплавания (Ко Дню Штурмана ВМФ)
Гости:
Дмитрий Бурмистров капитан 2-го ранга, заместитель начальника пресс-службы ВМФ
  • Сергей Козлов - контр-адмирал, начальник военно-топографического управления генерального штаба ВС РФ
19 января 2006, 23:08
Под Андреевским флагом
Тема: Возвращенные из глубины: Средства спасения на море
Гости:
Александр Делянов заместитель генерального директора "Тетис-Про" по работе с госзаказчиками
12 января 2006, 23:08
Под Андреевским флагом
Тема: Флотская журналистика
Гости:
Виктор Остапенко капитан первого ранга, главный редактор старейшего в мире военного журнала "Морской сборник"
05 января 2006, 23:09
Под Андреевским флагом
Тема: Ревизия истории Военно-морского флота. Кому это выгодно?
Гости:
Борис Марченко капитан I ранга, профессор Военно-морской академии им.Кузнецова, доктор технических наук
29 декабря 2005, 23:08
Под Андреевским флагом
Гости:
Игорь Дыгало помощник главнокомандующего ВМФ РФ, начальник пресс-службы ВМФ РФ, капитан I ранга
22 декабря 2005, 23:05
Под Андреевским флагом
Тема: Тыл ВМФ. Победа куется на берегу
Гости:
Сергей Сергеев контр-адмирал, зам. начальника тыла ВМФ
15 декабря 2005, 23:09
Под Андреевским флагом
Тема: Хранитель флотских традиций
Гости:
Александр Смирнов начальник Центрального военного-морского музея Санкт-Петербурга, капитан 2-ого ранга
08 декабря 2005, 23:09
Под Андреевским флагом
Тема: Полярный исследователь адмирал Колчак. Возвращение имен.
Гости:
Дмитрий Шпаро путешественник, президент Клуба «Приключение»
  • Сергей Козлов - контр-адмирал, начальник военно-топографического управления генерального штаба ВС РФ
01 декабря 2005, 23:08
Под Андреевским флагом
Тема: Новые страницы морской летописи. Исторические экспедиции, морские походы.
Гости:
Дмитрий Шпаро путешественник, президент Клуба «Приключение»
Станьте
членом клуба
и получите дополнительные преимущества на сайте
Дежурный по сайту
Эфирный телефон: (495) 363-36-59
sms в эфир: +7 (985) 970 45 45
tweet в эфир: @vyzvon
Поддержка - problem@echo.msk.ru
PublicPost

"Белое дефиле" закончилось массовыми задержаниями

Вышедших на протестную акцию горожан задержали на Арбате. До этого перед мэрией полиция винтила гей-активистов, а в Новопушкинском сквере прошел митинг "Яблока". PublicPost следил за развитием событий.


681859
692159
681013
681012
743643
776106
673151
781913

708068
678662
673193

732445
703933
673146
Сказано на свободе
"Выпили, закусили, а дальше? Снова жить в реальности? И просыпаясь с утра, вспоминать подробности своего азиатского существования на отшибе мира? Ну, уж нет: айда все на парад!"