Поддержали: xx
Минутку...
ПОИСК
Обычная версия
блог
Все блоги Версия для печати

Ошибки России в Южной Осетии

18 августа 2008, 21:12
Помните, в романе Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» был момент, когда всем стало ясно, что дом, прозванный Вороньей слободкой, неизбежно загорится? Он был обречен и не мог не сгореть. Причем, помните, запылал он сразу с шести концов. Примерно такая же ситуация сложилась на Южном Кавказе. Там уже не мог не вспыхнуть военный конфликт. И его конкретный повод не так важен, вспыхнуть могло в любом месте, ибо причины того, что произошло в Южной Осетии, формировались на протяжении длительного времени и с участием многих действующих и, что еще хуже, бездействующих лиц.

В значительной степени ответственность за то, что случилось там в августе несет грузинское руководство, а также те западные, в первую очередь, ряд больших американских политиков, которые его поддерживали и всячески подзуживали.
На мой взгляд, несомненно, определенная часть ответственности ложиться на руководство Южной Осетии, которое в отличие от гораздо более умелого абхазского руководства втравила большие державы в микроскопический конфликт.
Однако, мне кажется, что серьезные ошибки совершила и сама Москва, а уроки военного конфликта с Грузией должны стать предметом серьезного, а не эмоционально-демагогического анализа. К восьми ошибкам России (или урокам, если хотите), которые я предложил для обсуждения еще 12 августа я добавлю тут еще два, которые тогда банально не вошли в газетный формат Времени Новостей и я опубликовал их накануне в газете Ведомости. Теперь я добавлю и их. Чем больше времени проходит, чем ниже уровень эмоций, тем больше я убеждаюсь, что разговора по вопросам, которые я поднял, не избежать. Даже, если я был и не прав.

Сначала два «дополнительных урока» для России. Первое, Москве требуется радикально переосмыслить политику и стратегию в отношении СНГ и других организаций, созданных на постсоветской территории. Все страны региона, умыв руки, отвернулись от конфликта и оставили его на совести непосредственных участников. Выяснилось, что России — при всех заявлениях из Москвы о том, что именно СНГ является ее приоритетом, — по сути, не на кого рассчитывать. Москва осталась в СНГ одна со своими проблемами. Такое впечатление, что все страны региона молчаливо стоят на стороне Грузии, но кроме Украины и Прибалтики боятся об этом публично заявить, чтобы потом не столкнуться с политической и экономической местью Кремля. В значительной степени это прямой результат усилий Москвы доказать всем, прежде всего Западу, что Россия самодостаточная держава и не нуждается в союзниках, а способна вести внешнюю политику совершенно самостоятельно.

Сам факт, что кровавую бойню устроили между собой две страны — члены Содружества независимых государств красноречивее всего говорит о реальном качестве этого «содружества», о котором теперь, видимо, можно говорить лишь сугубо иронически. А также о способности СНГ к «разрешению споров мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир, безопасность и справедливость», как это записано в основополагающих документах организации.
Поразительно, что ни одна страна на постсоветском пространстве публично не предложила России хотя бы моральную поддержку. Союзное государство также полностью проигнорировало военный конфликт, хотя погибающие там мирные жители были, согласно российско-белорусскому договору, его полноправными гражданами.

Второе. Многие в России выражают законное недовольство тем, как конфликт в Южной Осетии освещался в западных средствах массовой информации. Действительно, с одной стороны, там есть недруги России, которые не способны на объективность, когда речь заходит о Кремле. Но с другой стороны, надо признать, что информационную войну Россия проиграла. Поразительно, но никто из высших руководителей России так и не обратился напрямую к своему народу и миру с объяснением ее позиции.
Президент Дмитрий Медведев конфиденциально поговорил с «обеспокоенным» Джорджем Бушем. Кто из них должен быть обеспокоен? Премьер-министр Владимир Путин не менее конфиденциально объяснил лидерам Китая политику России в конфликте, гораздо позже сделал несколько комментариев по этому поводу из Владикавказа. Но не было обращения к нации. Не было объяснения, за что именно погибли миротворцы, посланные туда официальной Москвой, почему сотнями гибнут их соотечественники в Южной Осетии, а российская армия открыто бомбит территорию соседнего государства. Дума и Совет Федерации даже не собрались на дискуссию, хотя нет более важной темы для обсуждения в любом парламенте мира, чем гибель тысяч мирных сограждан и военные действия собственного правительства на территории соседнего государства. Россияне так и не увидели реакции на войну ни Общественной палаты, ни других структурных элементов гражданского общества.

В первые, самые критические для создания информационного фундамента часы конфликта никто из российских официальных лиц не разъяснил западным журналистам, которые, естественно, не являются экспертами по Кавказу, что, по мнению Москвы, происходит в Южной Осетии. Некоторые из них жаловались, что российские политики вообще отказывались говорить, отключали телефоны, ссылаясь на выходные или отпуск.
Российский представитель в Вашингтоне не смог ничего сказать вызвавшему его чиновнику госдепа США, а обычно говорливый представитель в НАТО молчал трое суток. Ожидать в таких условиях объективного освещения конфликта в международных СМИ по крайней мере наивно. Конечно, они цитируют Саакашвили, который не сходит с экранов телевидения, где выглядит для своих граждан как лидер, восстанавливающий порядок в стране и ее территориальную целостность, а на Западе — уже как президент государства, подвергшегося агрессии России. Позицию Москвы в мире никто не объясняет и не защищает. Почти никаких новостных поводов для мировых СМИ, кроме бомбардировок и обстрелов, Россия так и не создала. Планируемые обращения в международные суды, которые она так часто оскорбляла, не помогут ей в этом вопросе. Мир сегодня на стороне Грузии, которая, в свою очередь, теперь убедительно меняет на Западе свой имидж страны, выступающей за конституционный порядок, на имидж жертвы агрессии.

Отсутствие понимания в России важности информационного обеспечения своей политики, проигрыш в международном информационном пространстве неизбежно приведет к тому, что суть и причины этого конфликта так и не будут до конца поняты на Западе, да и в мире в целом. Это неизбежно повлечет очередное ухудшение международного имиджа России, которую президент Медведев совсем недавно призвал сделать привлекательной страной.


А теперь остальные 8 уроков или ошибок, которые нельзя проигнорировать после августовских событий в Южной Осетии
Во-первых, Москве давно надо было четко заявить о том, как далеко она готова пойти в защите интересов своих граждан на спорных территориях Кавказа. В приватных переговорах с грузинской стороной, с США и ЕС надо было говорить прямо о том, что Россия при необходимости использует военную силу для обеспечения безопасности своих граждан, в том числе на территории Грузии. Такие военные планы и программы должны были быть оформлены в документах, часть которых можно было бы «случайно слить», с тем чтобы показать серьезность своих намерений.

Во-вторых, когда напряженность стала нарастать, необходимо было немедленно начать подготовку к реализации этих планов. Армейские подразделения должны были быть демонстративно приведены в боевую готовность, офицеры отозваны из отпусков, дополнительные силы стянуты к границам. Президенту Медведеву надо было сделать крайне жесткое опережающее заявление о политике России в данном регионе. Заявления, которые делались после гибели российских граждан, опоздали как минимум на 72 часа и не были достаточно жесткими. Россия должна была сыграть на опережение, но ее политика опять была реактивной, а не активной, в течение нескольких дней она была ведомой, а не ведущей силой в регионе. Чем сразу же воспользовались другие.
В-третьих, Москва должна была тут же вступить в диалог с США и другими странами НАТО, чтобы довести до их сведения намерения России использовать все возможности, в том числе военные, для обеспечения стабильности в Южной Осетии, а если понадобится, то и в Абхазии. На Западе позиция России выглядела неопределенной, туманной и противоречивой. В Вашингтоне понимали, что больших экономических интересов у России в Южной Осетии нет, да и с геополитической точки зрения это тоже не самый важный регион. Поэтому в Вашингтоне предполагали, что Москва может пойти тут на уступки. США получали даже сигналы о том, что руководство России, возможно, будет не против обсуждения компромисса по Южной Осетии в обмен, например, на определенные гарантии в Абхазии и т.д.

В-четвертых, Москве следует радикально пересмотреть политику в отношении Грузии. Сегодня Россия исходит из того, что Грузия является ее региональным противником и в значительной степени олицетворяет интересы Запада, в первую очередь США. Москва и здесь действует реактивно. Между тем нужно сделать все, чтобы превратить Грузию, ее народ и элиту в российских союзников. С какой это стати Москва примирилась с тем, что Грузия превратилась в антироссийское государство и используется в этом качестве недругами России извне, а также сторонниками жесткой линии в самой России? Но, борясь за пророссийскую направленность Грузии, надо не делать ее своим сателлитом, а способствовать укреплению грузинской независимости, экономики и демократии. Эта политика должна быть направлена на геополитический выигрыш Грузии, а не на пассивное признание ее форпостом антироссийских сил на Кавказе, что лишь делает Россию заложницей политики Тбилиси, что и показали последние недели.

В-пятых, Россия должна стать инициатором международного диалога о будущем региона и безотлагательно пересмотреть стратегию и тактику в отношении Абхазии и Южной Осетии. Дальнейшее поддержание статус-кво в зонах замороженных конфликтов не только крайне опасно для стабильности в регионе, но и подрывает возможности самой России защищать свои интересы, снижает ее международный авторитет и влияние. Россия не должна допускать, чтобы инициаторами поиска решений проблем Южного Кавказа постоянно выступали силы извне -- НАТО, ЕС или США. Ей надо инициировать диалог о новой политической конфигурации на Южном Кавказе с участием всех заинтересованных сторон. План Москвы не должен преследовать цель наказать Грузию или Запад. Он должен включать возможность компромиссов.

Следует уйти от навязываемого Москве якобы этнического, «геноцидного», а не политического содержания конфликта (например, стереотипы о «грузинских беженцах»). Надо вести дискуссию о возможном возврате в Абхазию всех беженцев, включая 50 тыс. русских. При этом нельзя бесконечно игнорировать предложения Запада по структуре миротворческих сил, хотя и неправильно упрощать: либо российские миротворцы, либо западные. Политика в Абхазии и Южной Осетии, включая гуманитарную и военную помощь, работы по восстановлению, должна быть прозрачной и открытой для общественного контроля, чтобы не допускать подозрений в коррупции, чем часто на Западе объясняют заинтересованность России в этих территориях. Все действия России должны осуществляться регулярными войсками, то есть никаких добровольцев, наемников и незаконных вооруженных формирований.

В-шестых, Россия должна признать независимость Косово и тем самым не только развязать себе руки и ликвидировать двусмысленность своего положения, но и расширить политическую базу решения территориальных конфликтов на Кавказе. Независимость Косово должны признать также Абхазия и Южная Осетия. Нельзя отказываться от принципа территориальной целостности Грузии, но не менее важный принцип -- соблюдение интересов, прав и желаний людей, проживающих на конкретной территории.

В-cедьмых, вся система политического планирования и принятия решений в России показала свою неэффективность. Пресловутые кремлевские силовики, борющиеся за собственность и набивание карманов, оказались не в состоянии грамотно сыграть на опережение действий соседней страны, численность которой не превышает среднюю область в России, элементарно просчитать угрозы и приготовиться к различным сценариям. Ничего неожиданного в Южной Осетии не случилось, но Москва оказалась поразительно не готова. Ее структуры, отвечающие за оперативную разведку и аналитику ситуации, потерпели провал.

В-восьмых, добиваясь прекращения конфликта, Москва не должна забывать о долгосрочных последствиях любых своих действий как на международной арене, так и внутри страны. Иначе, как это уже бывало, можно победить в малом, но проиграть в большом. Так это сегодня видится мне из Вашингтона.

ЖЖ Николая Злобина
комментарии
авторизация
  •  
    18 августа 2008 | 21:55
    Бла бла бла. Разговоры о том, как Россия плохо подготовилась к войне. Да Россия не хотела ни с кем воевать, не хотела, чтобы расстреливали их миротворцев и разрушений Осетии. Про свою страну бы хоть, что-нибудь сказал.
    •  
      20 августа 2008 | 16:03
      Думаю всё наоборот.Россия долго к ней готовилась. В итоге победа над 4 лимонной Грузией и поражение от многомиллионного Запада. Потери России исчесляются миллиардами. Это только начало. А виной всему те имперские мысли который имеют такие глубокие корни.
      •  
        21 августа 2008 | 23:07

        voina v Gruzii

        soglasen i nadeus na eto,nadoela rossia, eti konflikti ne vchera nachalis,a v90x... togda rossia razdavala orujie na kavkaze na levo i na pravo sotni tisiach kalashnikovix i netolko kalashnikovix...razdliay i vlastvuy... uveren chto eta kompaniia posledniaia...
  •  
    18 августа 2008 | 22:16
    Удивительно четкий, ясный и разумный анализ ситуации. На мой непросвещенный взгляд, безупречный план действий.
  •  
    18 августа 2008 | 22:22
    Почему не говорите о главном:
    На мой взгляд, главная задача гос. власти - обеспечение благосостояния, качества и уровня жизни населения-налогоплатильщиков (в т.ч. здравоохранение, образование, безопасность, права человека, социальное обеспечение, условия экономики и т.д. и т.п.).
    В этом смысле, что дала эта авантюра в части повышения благосостояния, качества и уровня жизни населения (налогоплатильщиков)?
    Кроме, соответствующих затрат бюджета (ВМЕСТО повышения выше указанного благосостояния) и "железного занавеса" - НИЧЕГО!!!!!!!!!!!
    •  
      19 августа 2008 | 21:58

      что дала эта авантюра

      Виктор, Вы забыли громадное количество адреналина, впрыснутое в кровь (читайте коментарии к материалам ЭМ), единство нации типа "Россия, Россия, Спартак чемпион", ну и те деньги, которые отпускают на восстановление тоже повысят благосостояние отдельных российских граждан.
      •  
        20 августа 2008 | 00:21

        Благосостояние

        Согласен, но добавлю, что и благосостояние отдельных грузинских граждан тоже повысится. Сейчас валом пойдут деньги на "возрождение" Грузии.

        И наши чинуши и грузинские чинуши выиграли от этого конфликта, и даже очень.
        •  
          21 августа 2008 | 16:04

          (#)

          Искусство ведения информационных войн приходит с опытом, как и все остальное. У Советского союза не быоло необходимости их вести, поэтому и опыту взяться неоткуда.
          Что касается поведения военных и политиков, то на Западе люди занимаются своим делом профессионально: у них может быть забавный президент или губернатор Калифорнии, но представитьель в ООН или любой другой spokesman не будет запинаться через слово...
          •  
            22 августа 2008 | 00:34

            pavel. "Искусство ... приходит с опытом"

            Любое искусство - следствие конкуренции.
            Наша "вертикаль" классическую конкуренцию исключает, заменяя ее искусством угодить начальству. Возникает "отрицательный отбор".
            Результат мы только что имели возможность наблюдать.
  •  
    18 августа 2008 | 22:25
    100 процентов если бы Россия дала понять на сколько далеко мы можем пойти, то уже давно бы грузинские морские и воздушные порты охраняла бы армия США.
  •  
    18 августа 2008 | 22:34

    Из "Союзного государства"

    Многие наши граждане находжились на отдыхе в Грузии, когда ваши самолёты начали вдруг бомбить всю территорию страны, и никто не мог понять, что дальше вы предпримите и ещё выкините. Кто-то сумел выбраться, кто-то застрял, потому что перекрыто воздушное сообщение и морская блокада. Даже в кино показывают, что, прежде чем стрелять, солдат говорит: "Стой буду стрелять!", потом делает предупредительный выстрел в воздух - а что сделали вы? Почему поставили жизнь людей под угрозу? Заставили нервничать родных? Наврали про геноцид и ещё заставили гуманитарную мопощь отправлять. Дично я категиорически против союза с идиотами.
    •  
      19 августа 2008 | 12:11
      74 военнослужащих были расстреляны в первый же день. Так что не гнусите. Город разрушен весь.
      •  
        19 августа 2008 | 14:49

        Ложь и недопутимый тон

        По данным вашего МЧС в Цхинвали разрушено 10% домов, повремеждено 20%.
        И ещё. Не хамите, пожалуйста.
        •  
          19 августа 2008 | 21:47
          Ссылку дай. А если не можешь, то поедь туда и посмотри. Там же не далеко
        •  
          20 августа 2008 | 01:00

          гурген вазисубанский

          Вот повелась ещё одна.
          Это не информационная война а глупость человеческая.
          Сказки рассказывает из детства. Уровень 10 лет.
          Головой покрути и глаза открой.
          Или от макдональдса всё жиром затекло?
          это для алены
          •  
            22 августа 2008 | 00:42

            Алексей, Анастас Иванович. Это для вас, "глупость человеческая".

            Уже ясно, что вранье наших СМИ зашкалило.
            Видно, что "это не Сталинград".
            Что счет потерь мирных жителей идет не на тысячи, а на сотни (хотя и это не мало).
            Далее по списку.
            Так что не звоните попусту.
            •  
              23 августа 2008 | 10:14

              гурген вазисубанский

              а какая разница Сталград или нет?
              Какая раница погибло 600 или 25 ?
              Я вас спрашиваю какая разница и что меняет?
              Допустим разбит один дом и погиб 1 человек?
              И что?
              Для вас главное арифметика. Тоже повелись на всякую фигню....
              Стыдно . Уже не молодой человек а туда же ....
              Оглянитесь вокруг......
              •  
                24 августа 2008 | 01:58

                Анастас Иванович. Ну, если для Вас что 25 погибших, что 600 - все равно...

                ...то это вне пределов моего понимания.
                Ведетесь "на всякую фигню". "Стыдно . Уже не молодой человек."

                По=вашему получается: какая разница - врут нам или правду говорят.
    •  
      19 августа 2008 | 12:25

      в кино показывают, что, прежде чем стрелять, солдат говорит: "Стой буду стрелять!"

      И немедленно получает пулю в живот. Или в грудь. Или в голову...
      •  
        20 августа 2008 | 11:03

        Склеротику

        Вообще-то вспомните, что положения УГиКС никто не отменял.
        Это не про Грузию, а про часового на посту.
        Удачи.
        •  
          21 августа 2008 | 16:44

          г. Катков,

          Я вообще-то Алёне отвечал. Так что про часового - это Вы ей расскажите. А мне и самому в карауле стоять доводилось.
          Щастья...
    •  
      20 августа 2008 | 00:58

      гурген вазисубанский

      Вот повелась ещё одна.
      Это не информационная война а глупость человеческая.
      Сказки рассказывает из детства. Уровень 10 лет.
      Головой покрути и глаза открой.
      Или от макдональдса всё жиром затекло?
  •  
    18 августа 2008 | 22:35

    Москва оказалась поразительно не готова

    А может, наоборот, все было заранее согласовано и договорено? Как Вам размен - Грузии НАТО, России - Абхазские курорты и как довесок бесполезная с точки зрения бизнеса ЮО. Тогда понятно, почему для России агрессор - Грузия, а для Грузии и всего мира агрессор - Россия. Саакашвили отдает Абхазию, сохранив при этом лицо, Россия проводит маленькую победоносную войну, взрыв патриотизма, Медведева наконец-то признаЮт президентом и т.д. Тогда понятно, почему громили ЮО, в Абхазии собственность некоторых россиян, не ломать же свое. Вобщем, все довольны, а что люди погибли, так кто их когда считал...
    •  
      19 августа 2008 | 02:28

      Это паранойя

      •  
        19 августа 2008 | 07:11

        Никитич : Это паранойя

        Доктор! Рецепт!
        •  
          19 августа 2008 | 09:28
          http://slovari.yandex.ru/dict/pharma/article/1/12/galoperidol_mnn.html
          •  
            19 августа 2008 | 15:55

            Противопоказания: кома, возраст до 3 лет

    •  
      20 августа 2008 | 12:45
      Поддерживаю. Ну и плюс самодеятельность военных
  •  
    18 августа 2008 | 22:44

    Николай Злобин : Ошибки России в Южной Осетии

    Увы, так оно и есть. Что и обидно! Это я о проигранной вчистую информационной войне (про войну реальную судить еще труднее, нет объективной информации, одни агитки по ТВ ). И это при том, что Саакашвили, даже при своем хорошем английском, чисто визуально проигрывал новобранцу Медведеву и тем более харизматичному Путину. И действительно - прорвать информационную блокаду на западе, особенно в первые дни, могли только они. Проигнорировать заявления и обращения "двуглавой" России пресса просто бы не смогла. Я расстроен...
  •  
    18 августа 2008 | 22:45
    "Воронья слободка" - удачное сравнение. Всё остальное - слишком многословно и банально:)!
  •  
    18 августа 2008 | 22:54

    ошибки России

    Вся политика Москвы последнее время напоминает желание пролесть без очереди ,при этом сама никого не пропустит.Только Грузия не Чичня ,можно говорить рука США.Но Грузия государство .И было ясно ,что миром не кончится.Разведка докладовала про дислокацию войск?Победа.Беженцы их делят на своих и др.Марадерство.В Грузию непобоявшись приехало 5 глав гос.Россию не поддержалло СНГ.Обидевшись, решили создать свою очередь, со своими законами.Итог-страх не только у соседей,к чему он приведет,СНГ-какаво будущее.Думаю не столько общественное мнение ЕС,СЩА главное.Ошибка война на тер.СНГ.Это не изоляция ,а самоизоляция,страх потери имеджа ,но только в своих глазах.Думую и Приднестровие даст о себе знать, далее Крым.Все уперается в лидеров,на первый взгляд ,но деньги всему голова, так было в Югославии и началось в СНГ.Думаю москвае необходими см.на СНГ по новому не ,как старший брат которого БОЯТСЯ .США боятся не уважают ,деньги их любят .Но славянам не стоит расхотится,и ждать или помогать прихода новых выгодных лидеров .Но если и рассходится то какой ценой.
  •  
    18 августа 2008 | 23:06

    Ошибки России в Южной Осетии

    Шестой пункт вызывает некоторые сомнения.
    Две непризнанные республики,за которыми кроме российской поддержки,к тому же пока до конца не- внятной,нет ничего,дипломатически признают суверенитет Косово,утвержденный и признанный многими ведущими государствами мира.И кто -нибудь это мог бы принять всерьез?
  •  
    18 августа 2008 | 23:28

    Ошибки России в южной осетии

    Ощибка России по моему можно выразить в принцыпе одним словом "Жульничество"
    Но это не изобретения России,мы учились этому у
    Главного жулика в современном мире у американцев.
    Но они жульничают давно и опыт у них богаты.
    Последнее:Югославия и Ирак.
    И они жульничают тоньше и тщательнее или как говорят в "Долгую" а мы топорно и явно.
    Они долго готовят Саакашвили у себя и приводят его к власти в Грузии.
    Мы перекрываем границу на Псоу и Онищенко находит какую то мушку в Абхазских мандаринах
    так как Абхазы проголосовали не за того проРоссииского Хаджимбу а за другого.
    Потом правда нагибаем и Багапша-так дешевле и мы это умеем лутче чем кто либо.
    Про "Паспорта" наверное говорить не стоит вообще.
  •  
    18 августа 2008 | 23:43

    8 пунктов

    Думаю разумные предложения, но .....
    1.По п.1 Откуда в том районе спорные территории? Что Вы свом волевым решением уже отняли у Грузии ее территории? Откуда там свои граждане? Лучше действительно своих граждан защищайте от Хезболлы!
    2."Не было обращения к нации","Дума и Совет Федерации даже не собрались". Когда представители КГБ действовали по закону, а не по инструкциям?
    Даже избираясь на пост президента Путин не выступал перед нацией с какой-то программой.
    Все действия - это спецоперации.Нельзя обращаться к нации и демонстрировать ей что-то, ведь поймут как слабость.В данном случае личные амбиции выше интересов государства. Посмотрите какой Я!
    •  
      19 августа 2008 | 02:39
      > Откуда в том районе спорные территории?

      Вы разве не в курсе? Грузинское руководство считает Абхазию и Южную Осетию своей территориями. А население этих территорий так не считает. И у него - у населения - есть на то очень весомые основания. Вот и спорные территории.

      > Лучше действительно своих граждан защищайте от Хезболлы!

      Извините, это в Израиле что-ли?
      Если так - Израиль действительно сплошная спорная территория.
      •  
        19 августа 2008 | 10:37

        Короткая память суверенных махатм

        Из Абхазии было изгнано 300 тысяч этнических грузин, убито по разным оценкам от 8 до 20 тысяч. 2 000 официально числятся в розыске.
        Почему озабоченнные гуманитарными катастрофами кремлёвские махатмы не вспоминиют об этом? Они ж там, по официальной легенде, типа миротворят? Вопрос, разумеется, риторический.
        •  
          19 августа 2008 | 13:22

          "Долгая память хуже чем сифилис, особенно в тесном кругу"

          пел когда то Борис Гребенщиков и был прав. И если будем мерятся числом беженцев, и копать обстоятельства при которых число их множилось, то найдем очень интересные цифры.
          Конечно, я понимаю, что цифры и факты, портящие имидж демократической Грузии, Вас не устроят.
          Вот что известно о беженцах из Абхазии, например Штайнмайеру: "В результате военных действий 8000 человек были убиты (речь идет об общих потерях конфликтующих сторон), 18000 ранены, около 240 тыс. человек стали временно перемещенными лицами". Вы, возможно, не желаете заметить, что речь идет о общих для всех строно цифрах. 8000 убитых это не "этнических грузин", а всех - абхазов, грузин, русских, греков, армян и т.д.
          Так что, думаю, будет нелишним подумать над тем, что: "Все ссылки на многолетнюю совместную историю или смешанные браки нерелевантны. До «обмена населением» в 1923 году турки и греки имели долгий опыт совместного проживания. До 1915 года таковой опыт был у армян и турок, а до 1945 года у немцев и чехов, поляков и немцев. Однако некоторые исторические события делают то, что вчера еще казалось обыденным и даже законным «по умолчанию», совершенно невозможным."
          --------------------------------------
          Цифры отсюда: http://www.abkhaziya.org/server-articles/article-5fdf2ffbdbd2eae0a03d315cf54182a5.html
          •  
            19 августа 2008 | 15:05

            Нет уж позвольте!

            Цифра абхазских потерь установлена и озвучена правительством Багашпа. Она составляет 3,5 тыся человек, куда входят, в том числе, и многочисленные наёмники из числа бывших афганцев, казаков и вызодцев Северного Кавказа, включая самого Басаева. Число наёмников вдвое превышало число собственно абхазских подразделений, а вся армия, включая наёмников, составляла тысяч 5 человек. Очень, кастати, хорошо вооружённых(?). Эта информация и много других материалов висит на официальном сайте. Так же советую прочесьть Нестора Лакоба о той войне.
            Для оценок потерь вообще не нужен никакой Штайнмайер. Для этого существуют специализированные гуманитарные организации ООН, Красный Крест, Врачей без границ и всякие другие. Их оценки разнятся. Но все они многократно превосходят абхазские потери. Кроме того тремя саммитами ОБСЧЕ признан факт этнических чисток в отношении грузин и факты массовых раастрелов (В Гагре - свеше 400 некомбатантов, в Сухуми - в целом свыше 1000 человек). В обоих городах были созданы фильтрационные лагеря (в Гагре - стадион, в Сузуме - парк культуры и отдыха). Все задержанные грузины были расстреляны.

            Число беженцев. Этнические грузины были изгнаны поголовно, но кроме них беженцами стали: треть приживающих там армян, часть абхазов, часть русских, греков, евреев, эстонцев. Это люди, которые не поддерживали сепаратизм и поплатились за это.

            То, что в России никто не знает этих фактов говорит, что никакой миротворческой деятельности по сути не велось. Шла все годы игра в одни ворота.
            •  
              19 августа 2008 | 19:32
              Елене!
              Вы правы.В советское время в Абхазии проживало 17% абхазов и 45% грузин от общего населения.В гражданскую войну грузин полностью вытеснили,а абхазцы оказались в большинстве.Теперь эта горстка народа хочет сувиренитета? Это неправильно!Кое-кто предлагает,давайте признаем Косово и Запад должен в обмен признать Абхазию.Косово - не Абхазия - ничего общего.В Косово хоть 90% этнические албанцы - их большинство.Наши политики,да и журналисты забывают об этом факте.Разве мировое сообщество пойдет на признание суверинитета народа,вытеснившего с общей территории другого народа?Чтобы создать такой опасный прецедент?Выход один-нашим руководителям отказаться от имперских замашек и помочь абхазскому и осетинскому народам получить достойную автономию в составе Грузии.Соблюдая конечно российские интересы.Если Медведев хочет утвердиться в глазах народа настоящим президентом,он должен осуществить эту пол итику с помощью европейского сообщества.Хватит слушать внутренних урапатриотов и националистов.Стране нужен мир и заняться внутренними проблемами.
            •  
              19 августа 2008 | 19:48

              Все задержанные грузины были расстреляны.

              лена, откуда такая информация? сама слачайно в растреле не учавствовала?
        •  
          19 августа 2008 | 13:46

          Хороший пример вранья

          По переписи населения 1989 г в Абхазии проживало 239 872 грузина
          По переписи населения 2003 г В Абхазии проживало 45 953 грузина
          http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%B1%D1%85%D0%B0%D0%B7%D0%B8%D1%8F
          300 000 изгнаных грузин ну ни как быть не может.
          Сейчас в Абхазии грузинского населения существенно больше, чем в 2003 г - процесс возвращения беженцев идёт благодаря усилиям Абхазского правительства.
          Завышение количества беженцев в Грузии связано с тем, что ООН платит грузинскому бюджету по $6 в день на каждого беженца. Воруют.
      •  
        19 августа 2008 | 19:18

        Никитичу

        В Израиле очень большое количество русско-говорящих граждан имеют российские паспорта-значит можно их защищать от Хезболы, которая их обстреливает ракетами.
        Не грузинское руководство считает эти территории своими, а МИРОВОЕ СООБЩЕСТВО В ТОМ ЧИСЛЕ И РОССИЯ. подпись которой стоит.
        Но теперь видно, что стоит подпись российского президента, если нет подписи российского примьера! Подписали, а войска стоят!
  •  
    19 августа 2008 | 00:25

    Ошибки России в южной осетии

    "Жить не по лжы"
  •  
    19 августа 2008 | 00:26

    Прежде всего,несмотря на то,что Злобин защищает путинскую политику

    надо уяснить две вещи. Первое. ЮО и Абхазия формально - территория Грузии. Россия на этих - временно оккупированных с 1992 года территориях, ибо нельзя же Кокойты и Багапша считать «самостоятельными политиками»! - начала раздавать свои паспорта.То есть, несмотря на договоры с Грузией,где признается ее территориальная целостность,Путин стал все делать по "судетскому стандарту". Апофеоз - двухнедельные обстрелы бандами Кокойты(не армия же это!) и "российскими миротворцами" грузинских сел,в том числе - на "материнской" грузинской территории.Тут и слоновьи нервы не выдержат. Так что с самого начала целью России была оккупация ЮО,Абхазии,портов,уничтожение или выведение из эксплуатации конкурентного русскому "Южному потоку" трубопровода БДТ. И, наконец,по словам русского мининдел - смещение Саакашвили и предотвращение вступления Грузии в НАТО.Что,кстати, говорит о потрясающей глупости и наглости русского руководства.Второе. Поскольку цели России были кристалльно ясны,а способ был как у Гитлера с Чехословакией в 1938 году - вплоть до мелочей! - ВСЕ соседи России по СНГ,все,включая Лукашенко,примерили эту ситуацию на себя(дальние соседи - тоже). И тут нечего кивать на «проклятых американских империалистов и русофобский Запад»:если некто убивает на твоих глазах соседа, понятно, что этот некто,если ему понравятся ваши деньги, ваша машина, дом или жена убьет и вас. Кроме того,ситуация с Цхинвали точно такая же, как и с Грозным. Позволительно задать вопрос г-ну Злобину: чем эти ситуации отличаются в правовом отношении? Или России можно по праву атомной бомбы? Именно поэтому никто, кроме Чавеса и Фиделя, Россию не поддержал.
    Теперь относительно «пунктов Злобина». Конечно, нельзя все сводить к шизофреническому «мы русския арийцы, нам все можно, а те, кто нерусский – труп» и «нашему начальству должно принадлежать все в этом мире!». Так думал и Гитлер – относительно немцев. Так думали и немцы до ноября 44 года. Вам, г-н Злобин, напомнить, чем он кончил? И чем кончил Третий Рейх? Россия, втянувшись, зажмуривши глаза от спазма зоологической ненависти к инородцам, инославным и инодумающим, добьется того же самого. И никакое «министерство пропаганды» не поможет. Ко всему прочему, Россия УЖЕ СЕЙЧАС нарушает трехдневной давности договор, даже у сервильных французов терпение кончается. Тем более, что Путин(через Медведева) уже грозит войной и Украине,а уж тут Запад вмешается, НЕ СМОЖЕТ не вмешаться, невмешательство в русско-украинскую войну – это капитуляция.
    Вы, г-н Злобин, умалчиваете о важном факте: Путин хочет восстановить СССР, хочет больше денег и власти, хочет мирового господства. Для России это кончится плохо.
    Ну а что касается поддержки Америкой Грузии, так РФ имела точно такую же поддержку, вплоть до недавнего времени. Или не Буш проталкивал Путина в ВТО и ежегодно аннулировал Джексона-Вэника? Но РФ предпочла не демократию,а восстановление нацистского советского режима, предпочла видеть в соседях либо рабов,либо трупы. Кто ж в этом виноват, кроме Путина? И кто доктор как ему, так и его режиму, умело манипулирующему населением РФ – вернее, русской частью этого населения?
    •  
      19 августа 2008 | 12:33

      Буш проталкивал Путина в ВТО и ежегодно аннулировал Джексона-Вэника

      Ну, что Россия в ВТО нужнее Западу, чем самой России - это уже давно многие подозревали. А Джексон с веником по-прежнему живее всех живых, я не ошибаюсь? Так на фига такая "поддержка"?
      •  
        19 августа 2008 | 22:55

        И что Россия может продать

        кроме водки, икры,нефти и "наташ"?Назовите хоть один товар "мэйд ин Раша" не из этого списка!Сначала имей, что продать,потом требуй:))Как Китай.
        •  
          21 августа 2008 | 16:41

          Сначала имей, что продать,потом требуй

          Покажите пальцем, где я чего-то требую. Я вроде как раз усомнился в необходимости вступления в ВТО. И написал вроде русским по белому...
        •  
          22 августа 2008 | 11:38
          Космические услуги, уран, продукцию ВПК.
          Уж поверьте, мы делаем качественное оружие.
  •  
    19 августа 2008 | 01:03
    Предупредить, что "Россия при необходимости использует военную силу для обеспечения безопасности своих граждан" - вот тогда бы мы точно проиграли медийную войну еще ДО начала реальной операции. Нас бы заранее заклеймили бы как агрессора и у нас не было бы возможности оправдаться хотя бы как сейчас - спасением осетин от грузинской расправы.

    Реально - военный УСПЕХ России на Кавказе стал возможен (как это ни странно) ИМЕННО потому, что его никто не ждал и мы о нем не предупреждали. Это как марш-бросок российских танков в Сербии. Предупредили бы - проиграли бы еще до начала.

    А медиа-войну мы проигрывали по определению и так и так - рано нам пока ровняться на западных медиа-старичков, которые в этом медиа-пространстве последние лет 60 сидят. Профессионально не готовы.
    •  
      19 августа 2008 | 01:15
      Rinat Sergeev, Вам военный УСПЕХ нужен, а не жизни людей сохранить?
      •  
        21 августа 2008 | 23:54
        Военный успех в конечном итоге - сохраняет жизни. Сколько бы людей погибло во время партизанской войны в оккупированной Осетии, не вмешайся Россия?
        А сколько горячих точек в нашем окружении готовы взорваться если только почувствуют нашу слабость?
        •  
          22 августа 2008 | 01:03

          Rinat Sergeev. А вот с этого места поподробнее!

          Это я о "горячих точках в нашем окружении", "готовых взорваться", по вашим словам, и не делающих этого только из страха.
  •  
    19 августа 2008 | 01:56

    Злобин опять разъвёл пропаганду своих хозяев!!

    Дешёвый базар на тему "америка свободное общество; у нас нет опкомовской кнопки." и прочий бредок для слабоумных достал: Америка после падения СССР да и весь Запад полностью кончил играть в демократию: никакой демократией, особенно в США там и не пахнет! Да и если и есть там свобода, это свобода злых сил или добрых?? Какая разница, CNN не замечала Осетию до ввода Российских танков по обкомовской кнопке или по собственному желанию?????????
    •  
      19 августа 2008 | 02:08

      Ивану И.

      Чтобы говорить о США, нужно там пожить хотябы несколько лет. Вы путаете демократию и свободу.
      Демократия это не свобода, а подчинение закону.контроль правительства и защита меньшинства!
      При демакрати "ВАША СВОБОДА РАЗМАХИВАТЬ КУЛАКАМИ ЗАКАНЧИВАЕТСЯ ТАМ, ГДЕ НАЧИНАЕТСЯ МОЙ НОС". Вот так , уважаемый. БОЛЬШЕ ЧИТАЙТЕ ЧУЖОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.
      •  
        19 августа 2008 | 02:22

        Хорош флудить!

      •  
        19 августа 2008 | 02:26

        Вам тоже стоит почитать кое-что:

        http://ru.wikipedia.org/wiki/Разрушения_в_ходе_войны_НАТО_против_Югославии
    •  
      19 августа 2008 | 11:13
      Я живу в США и кстати, смотрел СNN, они пригласили на LARRY KING LIVE шоу Саакашвили и Горбачева и каждый имели около 10-15 минут времени чтобы высказать свои точки зрения. Точка зрения Горбачева отражала точку зрения Кремля. Поэтому зря вы так о CNN они представли обе точки зрения, хотя я конечно согласен что они на стороне Грузии.
      вот ссылка
      http://video.google.com/videosearch?q=larry+king+gorbachov&emb=0#
      •  
        21 августа 2008 | 02:40
        Простите, если Горбачёв чем-то отличается от Сакакошвилли, то я барон Мюнхаузен!!
  •  
    19 августа 2008 | 02:20
    Да, начёт медиа-войны - вот удивили !! Ломать не строить : показал одну картинку , привёл комментал=рии к другой!! "Запад обогнал нашу страну лет на сто!!...." . Чтобы врать в масмедиа вообще никаких знаний и умений не нужно, вот, чтобы говорить правду и тебе поверили в современном глобальном сверхобществе, это уже настоящее мастерство!
    •  
      19 августа 2008 | 19:29

      Ивану И.

      В том то и дело, что обогнал ВО ВСЕМ не только в медиа. А при таких порядках как сейчас Вы отстанете еще больше. Не открывайте Америку! Цивилизация знает как дать своим гражданам хорошую жизнь! Не ищите ковра-самолета и скатерть-самобранку! Ведь не Емели же Вы.
      •  
        21 августа 2008 | 02:50

        Сколько не говори халва слаще не станет!

  •  
    19 августа 2008 | 04:02

    Ошибки России в Южной Осетии.

    Серьёзного анализа к сожалению не получилось, весь текст - это либо политически-демагогическая "лирика", либо набор банальностей и штампов, зачастую противоречащих друг другу. Предложенные "рецепты" выхода из кризисов трудноисполнимы, с вероятностью стремящейся к нулю. Абсолютно поверхностный подход и обилее спорных суждений - это общее впечатление от прочитанного. В кратце. Обвинения в адрес ЮО, Абхазии и даже России - абсурдны, т.к. в этой "большой игре" они в роли догоняющих. "Запылать", как вы выражаетесь, может конечно где угодно, но жизненный опыт показывает, что обычно "пылает" там где нужно и когда нужно для решения задач, ведущих к Целям "большой мировой политик". И ваше предложение "ублажать" гр. Саакашвили, как президента маленькой демократической страны, в этом контексте так же бессмысленны, в связи с тем, что выше означенный гражданин - всего лишь исполнитель, но отнюдь не Руководитель. Как впрочем и группа активистов-сотоварищей-коллег, исполнявших столь "яркий" вояж в "осаждённую" столицу. Справедливости ради, у каждого из них своя степень мотивации, но общая тенденция, так сказать на лицо. Касаемо молчания СНГ. Позвольте выразить своё несогласие с вашим утверждением, что это молчание в пользу Грузии, отнюдь. Скорее - это молчание в свою пользу, у кого в личную, у кого в государственную. К стати, Грузия даже если де юрэ и в СНГ, то де факто она там и "не ночевала". Формальность в наше время далеко не основаполагающий аспект "Большой политики". Вам ли этого не знать? Так что привязка конфликта к "внутриснгэшным разборкам" неуместна. Далее. Утверждения, ваши и многих комментаторов, о том что Россия проиграла в "информационной войне" - это просто "курам на смех"! Если только вы говорите это серьёзно? Где она её проиграла? На своей территории? Ни в коем случае, полная Победа! Российское общество в целом консолидировалось и абсолютно поддерживает действия руководства страны и российской армии по принуждению к миру Грузии. Относительно же Европы и Соеденённых Штатов, там и не могло быть никакой "информационной" победы, потому что это невозможно. Это не наша "информационная территория", это не наш менталитет, это не наша идеалогия, это не наши граждане и так далее. У них своя "рубашка", которая ближе к их телу, в данном случае в роли "рубашки" - СNN, ВВС, Fox и прочие по списку. Цивилизованному телезрителю "общества потребления" подавай "жаренный факт", а интерпритацией занимается местное вашингтонское, лондонское, брюсельское начальство. Западному обывателю, по большому счёту наплевать на то, что его не касается непосредственно, но скорее он поверит "своим", что впрочем естественно. Это мы "заморачиваемся" по старой, советской привычке. Моё отношение к вашим призывам о признании Россией независимости Косова, так же резко отрицательное. Так как вы призываете к нарушение Международного законадательства, да и элементарной справедливости. К тому же последовательность в принципиальных вопросах - не самая "худшая" черта в политике государства. Вы не находите? В общем и остальные суждения данной публикации достаточно спорны и не убедительны.
    •  
      19 августа 2008 | 04:26

      Упрямые факты и болтовня о инопропаганде

      Смешно читать поливание западных СМИ вместо того, чтобы обратить внимание на подцензурные отечественные, которым можно врать без зазрения совести. Иностранные корреспонденты в Грузии были остановлены оккупантами, которые потребовали на фгузинской земле российские визы. Это факт или пропаганда? Спутниковые фото показали до начала войны движение танков к Цхинвали. Представители России и ЮО отказались встретиться с грузинами. Это факт или пропаганда? Сейчас спутниковое фото показывает, что Россия не собирается выводить свой войска из ГРУЗИИ. Это факт или пропаганда.?То же касается фактов мародерства бедного воинства: в Гори инокор-ры свидетельствуют, что квартиры и магазины города разграбили мародеры, Немногие оставшиеся жители рассказали, что мародеры было славянской внешности в военной и гражданской форме. Плевать хотела российская власть на осетин, грузин и своих людей. Свих детей они туда не посылают.Очевидно, проблема в резком уменьшении доходов от уменьшение добычи нефти(хороши хозяева) и цен на нее. Поэтому уничтожали нефтепровод, порт Сочи, Капский мост, по которому везли нефть.Для чего: для того, чтобы перенаправить бакинскую нефть в свой провод. Вы либо не знаете, либо делаете вид, что не знаете, но мир отвернулся, значит понял, с кем имеет дело.
      •  
        19 августа 2008 | 09:48

        То да сё

        Есть такая черта у славных российских жителей: всё, что делается или говорится на Западе - чистая и единственная правда, то что в родном отечестве - наглая и грязная ложь. Особенно, когда Саакашвили говорит о приближащихся к Тбилиси танках и тут же это сообщение отвергается, говорят о зверских бомбардировках Поти, а факты - тю-тю. Но "утка" уже запущена и давать комментарий на далнейшие действия уже ни у кого нет желания: дело сделано! Вот и в отношении мародеров славянской внешности и в цивильном платье не всё понятно. Надо полагать, что это переодевали российских солдат для того, чтобы они грабили! Уймитесь. А вот с чем я соглашусь, то это с тем, что России следовало бы ограничить свои действия вводом войск на территорию Ю.Осетии и никак не дальше. Еще до этого и в процессе первой фазы конфликта обратиться к международному сообществу, и прежде всего к главам государств-членов СНГ, с предложением обсуждения положения в регионе и осуждения Грузии за совершенную ею военную акцию в отношении мирного населения. В противном случае роль СНГ не более, чем фиговый лист Кремля, который совершенно не интересуется мнением союзников, роль которых сведена до роли статистов в крупномасштабном спектакле. В любом конфликте есть две стороны. Много на "Эхе" негативного говорится о российском руководстве (и не всегда безосновательно), но вот Саакашвили всегда преподносится как "светоч демократии". Осталось узнать: на каком основании? Он вообще готов к диалогу, возможно ли вообще с ним о чем-нибудь говорить, когда он все время захлёбывался в своей антирусской риторике? Считаете ли Вы такого политика конструктивным? Я - нет.
        •  
          19 августа 2008 | 12:51

          Вы вспомните - даже Ашхабадское землетрясение и

          авария на НПО Маяк были СЕКРЕТНЫМИ до 1987 года.Ташкетское землетрясение и Чернобыль скрыть не удалось.Кто в мире верит русским? Кто из русских верит русским?Даже патриоты, выполняя задание Кремля и органов,внутри своей головы держат мысль - "лажа это все!".
          Все что надо России, чтобы уцелеть - это поражение, как в 1855 и 1905 годах.Или экономическую блокаду лет на 5.
  •  
    19 августа 2008 | 05:16

    Russia

    Нaдo в изoляцию.
  •  
    19 августа 2008 | 06:41
    Россия с одной стороны и США с Англией с другий, как всегда это было в истории, соперничают, но являются стратегическими союзниками в этой новой мировой войне за ресурсы со странами Среднего Востока, куда можно отнести и Кавказ. Очень похоже на войну с двух фронтов. Видимо следующий вопрос, как они вместе будут разбираться с Ираном.
  •  
    19 августа 2008 | 07:00

    Альтернатива плану Путина?

    В самом деле, предложенный план очень логичен и точен. Но вот только прислушается ли к нему хоть кто-то из тех людей, которые, как говорится, «принимают в нашей стране решения». Очень похоже, что насчет кавказского узла у сегодняшних кремлевских ястребов давно есть собственный план … так сказать часть плана Путина, о ходе реализации которого мы узнаем постфактум, а как знать что еще в их плане прописано???
  •  
    19 августа 2008 | 09:03

    Комментаррий

    Победила Россия,но ... выиграли США и
    их союзниеки:Грузия-стала жертвой агрессии, ПРО в Польше, открыта дорога Украине в НАТО, вытесняется флот из Севастополя (я там в 1981 году принимал присягу),дан повод для консолидации натовских хищников,запахло мертвечиной от СНГ и, главное,-мы очень сильно-сильно отстали технически и технологически от супостата. А всё потому, что последние 10 лет занимались дамагогией, а не ковали, то, что нужно ковать...
    •  
      19 августа 2008 | 10:47

      Комментарий к комментарию

      Не десять, а двадцать последних лет.
  •  
    19 августа 2008 | 09:58
    Когда Эхо проведет передачу "Удачи России в этой войне?"
    Может удач вообще нет?
    Нет конечно-более того их гораздо больше- состоявшихся и еще больше выгод можно приобрести в будущем.
    Истерика Кондализы подчеркивает что США сели в лужу. Кадры протаранивания русским танком грузинской полицейской машины америк.производства- глубоко символичны.
  •  
    19 августа 2008 | 11:32

    oshibki rocii

    dlia rocii dver vcigda otkrita bila v grusii,vo ani xateli cvoego giorgadse nasnachit presidentam i ani vcigda ignorirovali caakashvili,on ckolka ras pratianul ruku racii, ctolka ras udarili na ruke,ecli bilibi takie umnie v kremle kak Slobin bilabi xarasho,no v kremle im jivioza xarasho a narod ctradaet,ni xvataet dialog, atkritnact pered naroda,niujeli kokoiti takoi rasumni politik chto cnim komfort chuvctvuiut chem c grusinckim.Putin to chto xatel rukami Medvedeva cdelal. kagda v dome dve xasiaiki tam vcigda becporiadak.
  •  
    19 августа 2008 | 11:52
    Вы очень симпатичный,умный и интеллигентный человек,умеющий толково дискутировать.Я просто желаю Вам удачи,а Грузию люблю-не обижайте ее пожалуйста,счастья Вам !
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Станьте
членом клуба
и получите дополнительные преимущества на сайте
Дежурный по сайту
Эфирный телефон: (495) 363-36-59
sms в эфир: +7 (985) 970 45 45
tweet в эфир: @vyzvon
Поддержка - problem@echo.msk.ru
PublicPost

Игрушки устроили мимимитинг в Петербурге. ФОТО

В Санкт-Петербурге протестные гуляния проходят в формате "мимитинга", в котором участвуют игрушки с транспарантами. Их хозяева ждут 31 мая, чтобы устроить настоящие городские гуляния.


681859
692159
681013
681012
743643
776106
673151
780989

708068
678662
673193

732445
703933
673146
Сказано на свободе
"Выпили, закусили, а дальше? Снова жить в реальности? И просыпаясь с утра, вспоминать подробности своего азиатского существования на отшибе мира? Ну, уж нет: айда все на парад!"