Поддержали: xx
Минутку...
ПОИСК
Обычная версия
блог
Все блоги Версия для печати

Гражданское сопротивление в России

08 июня 2013, 16:06

Эстафету движения гражданского сопротивления Туниса, Египта, Йемена, Ливии поддержала Турция. Акции протеста против политики премьер-министра Турции Реджепа Эрдогана прошли в 67 из 81 турецких провинций. Гражданское сопротивление стало универсальным средством борьбы с авторитаризмом.

Тем временем в России с апреля 2011 года по апрель 2013 года количество граждан, готовых участвовать в массовых акциях протеста в защиту своих прав снизилось с 23 % до 17 %, а готовых эмигрировать из России на ПМЖ  за этот период не изменилось и составило 22 %.

В Российской «интеллектуальной элите» превалирует «прагматичная позиция» времен СССР встраивания в вертикаль власти, «конструктивного», осторожного оппонирования В.Путину. Причины объяснила бывший политик И. Хакамада: «если ты решил остаться, биться, то оказывается, что ты все равно не получаешь необходимой поддержки для того чтобы победить». (http://echo.msk.ru/programs/albac/1086976-echo/).

Гражданскую пассивность населения можно понять: отсутствие исторических традиций, суровое наследие 70-летнего тоталитаризма СССР, жесткость и гибкость действующего авторитарного режима, популярность В. Путина. Несмотря на все это 17% наших сограждан готово к протестам, и это не так уж мало.

Но чем же объяснить низкую эффективность оппозиции?

На первый взгляд, кажется, что попытки «замотивировать» В. Путина на демократические решения дают сладкие плоды. 4 июня москвичам объявили о досрочных выборах мэра. Тут же многие «либералы» поспешили продемонстрировать свою лояльность власти, заявив о том, что «Сергей Собянин стал эффективной заменой Юрию Лужкову», «Сергей Собянин победит на предстоящих выборах мэра Москвы…». (http://www.ng.ru/politics/2013-06-05/1_sobianin.html).

Однако, после того как 6 мая Председатель Замоскворецкого суда Н. Никишина продлила на шесть месяцев срок ареста 10 фигурантам дела о массовых беспорядках на Болотной площади Г. Каспаров объявил о временном не возвращении в Россию, вслед за эмиграцией С. Гуриева.

Нанеся сокрушительные удары по лидерам оппозиции и НКО, власть предложила народу очередные «честные» выборы, неофициально начав агрессивную предвыборную кампанию С. Собянина по ЦТ.

Можно констатировать, что политический менеджмент авторитарной власти прост, достаточно гибок и эффективен.

Неужели разгром гражданского сопротивления в России предрешен на долгие годы?

Для ответа на этот вопрос необходимо проанализировать показатели России по уже выработанным политологами критериям перехода от авторитаризма к демократии.

Таких главных критериев 6: популярность действующего президента; макроэкономическая ситуация; состояние политического режима; эффективность действующей оппозиции; гражданская активность населения.

Экономические показатели характеризуют наличие базовых предпосылок перехода к демократии и во - многом предопределяют интенсивность гражданского сопротивления.

Если учитывать расхожее мнение экономистов и политологов о возможности  демократии только в условиях относительно высокого уровня ВВП на душу населения, то можно однозначно сказать, что по этому показателю Россия к демократии вполне готова. Уровень ВВП на душу населения по паритету покупательной способности по оценкам МВФ составляет – 17,7 тыс. долл. США. В России этот показатель выше, чем в Египте ($6,5 тыс.), Тунисе ($9,77 тыс.), Ливии ($12 тыс.), Турции ($15 тыс.), Украине ($7,37 тыс.), Грузии ($5,93 тыс.).

В этих обстоятельствах на первый план выходят социальные показатели, на которое население наиболее остро реагирует: тарифы ЖКХ, стоимость и качество медицинских и образовательных услуг, экологические проблемы и т.д.

За последние 2 года правления г-на С. Собянина на посту мэра проводимые в Москве организационные реформы здравоохранения и образования, по-моему, только ухудшили социальную обстановку в столице.  

На личном опыте убедился, что ликвидация районных поликлиник и создание на их основе объединений привели к ухудшению качества медицинских услуг, высокой текучести кадров, дефициту врачей по ряду специальностей. Объяснение этим наблюдениям дал С. Митрохин.  (http://echo.msk.ru/programs/beseda/1089024-echo). Оказывается, в прошлом году в Москве сократилось финансирование медицины на 20 млрд. рублей.

Поскольку московские власти использовали так называемый 83-й федеральный закон, который изменил принцип финансирования медицины, то не исключаю, что ухудшение в здравоохранении почувствовали на себе и жители других регионов.

Еще более чувствительная тема – рост тарифов ЖКХ.

Надеюсь, москвичи не оставят без внимания решение Правительства Москвы о росте тарифов ЖКХ с 1 июля 2013 года на 9,7%. Цены на услуги ЖКХ в столице вырастут в среднем на 175 рублей на человека в месяц. Рост тарифов на газ составит 15%, на тепловую энергию — на 9%, на холодную воду — на 6,2%, на водоотведение — 6,1%, на электричество — 10–12%. http://www.mos.ru/press-center/news/index.php?id_4=23711. Это при том, что по данным МЭР инфляция (ИПЦ) в 2012 году составила 6,6 %, а на 2013 год инфляция (ИПЦ) оценивается в 5 – 6 %.

Таким образом, динамика тарифов на коммунальные услуги становится не только важным инфляционным риском, но и социально-политическим фактором, который будет стимулировать граждан к выступлениям за демократию.

Конечно, высокая популярность В. Путина - серьезное препятствие на пути гражданского сопротивления (степень одобрения деятельности президента В. Путина в мае составила 64 % населения).

Еще более важная преграда движению гражданского сопротивления - ужесточение авторитарного режима. Фабрикация уголовных дел в отношении оппозиционеров, репрессии НКО стали мощными средствами подавления гражданской активности.

Слабая гражданская активность населения и низкая эффективность лидеров оппозиции остаются главными причинами того, что движение гражданского сопротивления никак не может набрать необходимую силу давления на власть.

Например, по данным опросов населения 65 % граждан не доверяют никому из лидеров «непарламентской оппозиции». ( http://www.levada.ru/14-05-2013/osvedomlennost-o-nekommercheskikh-organizatsiyakh-i-doverie-lideram-oppozitsii). Больше всего граждане доверяют Г. Гудкову – 2,7 %,  А.Навальному – 1,5 % (в апреле 2011 года – 1 %), Б. Немцову – 1,1 % (в апреле 2011 года – 6 %).

Оппозиции так и не удалось объединиться, выдвинуть единого лидера. Но самое главное - ей не удалось создать прочных институтов гражданского сопротивления, необходимой инфраструктуры его функционирования.

Например, мы видим деятельность Б. Немцова, но деятельность РПР – Парнас – не заметна, мы видим деятельность А. Навального, но никакой партии за ним не стоит. Вообще не понятно, чем занимается М. Прохоров и его «Гражданская платформа». У нас есть уважаемая либерально-демократическая партия «Яблоко», но ее боеспособность вызывает сомнение. Робко и непоследовательно ведут себя ее лидеры – Г. Явлинский и С. Митрохин.

Думаю, что судьба гражданского сопротивления находится в руках интеллигенции, интеллектуальной элиты. Останется ли она в услужении В. Путина, С. Собянина и Ко? Способна ли она осознать и продвигать идеи оппозиции, как это делает Б. Акунин, Д. Быков и другие?

комментарии
авторизация
  •  
    08 июня 2013 | 16:27
    Вы все еще верите в сказки про 64%??))
    •  
      08 июня 2013 | 16:34
      Деятельность Немцова мы уже видели, при ЕБН.
      •  
        08 июня 2013 | 16:37
        что конкретно Вам не нравится в деятельности Немцова?
        •  
          08 июня 2013 | 16:44
          lobo77 я имел в виду деятельность Бориса Немцова на посту первого вице премьера во времена ЕБН, эффективность была нулевой. Сейчас он конечно говорит красиво, кто бы был против. Но говорить- не делать.
          •  
            08 июня 2013 | 17:04
            А как вы замерЯли эфективность Немцова, и определили что она нулевая?
            • (комментарий скрыт)
      •  
        08 июня 2013 | 17:00
        ///Эстафету движения гражданского сопротивления Туниса, Египта, Йемена, Ливии поддержала Турция. ///
        и к чему хорошему это привело, ну например в ливии?
        автор давно не читал новости от туда?
  •  
    08 июня 2013 | 16:37
    А Мишика Прохорова Куршавель до сих пор забыть не может , дрожит.
  •  
    08 июня 2013 | 16:38
    Больше всего граждане доверяют Г. Гудкову – 2,7 %, А.Навальному – 1,5 % (в апреле 2011 года – 1 %), Б. Немцову – 1,1 % (в апреле 2011 года – 6 %).
    ================================================================
    Вот это цифры настоящих лидеров.
    Путин, трепещи!
  •  
    08 июня 2013 | 17:01
    Фигня все эти рассуждения, механицизм. В 91 во всей периферийной России жрачка, водка и табак по талонам, а бабахнуло только в Москве. Реально за Путина все, кроме тех кто за Прохорова. Быдляцкость уже в крови. Вот если Прохоров(а лучше Ходорковский) наберет 10% от числа избирателей, тогда ещё не всё потеряно.
    •  
      08 июня 2013 | 20:43
      Уверен, что нет. Опросам фомов-вциомов веры нет. Левада - тоже под вопросом. Мы знаем, что многих бюджетников (зависимых от власти) на выборах нагибали голосовать за Пу.
      Наиболее репрезентативный (178238 голосов) опрос в интернете, говорит, что Путин набрал 27,4%:
      http://www.cfa.su/vote3.html
      Не понимю, почему бы не провести независимый опрос с привлечением известных социологов не из нашей страны, с отменной репутацией? Тот же КСО позволяет тратить на вренду зала по 1,5 млн. руб за одно заседание (хотя есть бесплатные варианты). Почему не организовать такой опрос? И власть не будет гнобить заезжих социологов и результат мог бы быть очень интересным.
      •  
        08 июня 2013 | 21:02
        Пустая трата, ну если ради любопытства. Даже 30% дадут Путину выигрыш в первом туре. Это чистая статистика.
        •  
          08 июня 2013 | 21:35
          Нас лишили 2-го тура и дебатов Путина с набравшим большее количество голосов, после Путина. А это дорого стоит. Сейчас же Пу опрается, якобы, на поддержку 64% от голосовавших.
          А опрос, проведённый накануне выборов, когда фомы-вциомы буду говорить о поддержке Собянина в 70%, был бы очень полезен. Впрочем и после выборов - тоже. Уж больно велика разница в цифрах за Пу. Да и для международной общественности, опрос проведённый известным агентством, был бы воспринят по иному.
          •  
            08 июня 2013 | 22:13
            Я не о том... При явке 50% - 30%(железобетонных) превращаются в 60. Но ему мала такая явка, на местах стараются, аж до соревнования - вот и 70-80. Достаточно % чистой явки, что бы вычислить всю лажу.
            •  
              09 июня 2013 | 00:44
              Согласен, в реале так и было. И последующие баталии в интернете позволили говорить о том, что выборы были сфальсифицированы. Цифры фальсификаций сильно отличаются в разных источниках. И многие признавали, что Путин всё же набрал 50%. Опрос перед выборами цыфры запланированные не изменит, но может заставить сомневаться большее кол-во людей.
              •  
                09 июня 2013 | 08:36
                Придётся ждать, пока 50% будут охвачены интернетом и умрут постсовки. Их даже на ветках Эха больше 50%, а меняться они не хотят или не могут. До тех пор Путин ещё не худший вариант:=(
                •  
                  09 июня 2013 | 11:32
                  Всё же лучше что-то делать. Узнал недавно, что в Ростове на Дону (население за миллион), в медийном пространстве представлены только 2 партии-КПРФ и СР (даже едра нет - деньги куда-то пропали). Тут Навальный писал, что 100 тыс. тираж газеты с распространением (вроде) обошёлся в 84 тыс. рублей.
  •  
    08 июня 2013 | 17:01
    То что 17% граждан России в 21 веке отказываются вылизывать зад властвующему Ублюдку является выдающимся достижением России за всю ее кровавую историю.Именно в этих цифрах залог будущей свободы.
  •  
    08 июня 2013 | 17:06
    >> Вообще не понятно, чем занимается М. Прохоров и его «Гражданская платформа».

    Чем-чем. Выборами. В отличие от остальных. Прохоров пол Сибири объехал за май - те регионы, в которых будут выборы в сентябре, со студентами встречался, региональным каналам интервью давал. Всё еще не понятно? Или просто лень яндексу пять минут жизни посвятить? Конечно, понимаю, куда проще отделаться дежурными словами.
    Вы, разумеется, посчитаете это всё волей кремля и спойлерством, ваше дело нехитрое. Ну так хотя бы отметьте, что неделю назад ГП учредила фонд помощи сиротам-инвалидам. Тем самым, которые пострадали от антисиротского закона больше всего. Уже собрано 60 млн под конкретное доброе дело. Много кто тогда справедливо возмущался, никто ничего конструктивного не сделал. Только ГП. Это - "непонятно чем"? Мне в таком случае непонятно, чем вы здесь занимаетесь. Вернее понятно - пустотрёпством. Продолжайте в том же духе.
  •  
    08 июня 2013 | 17:34
    '''Когда общественная жизнь подавляется, есть два утешения водка и философия Гегеля".Из школьных сочинений
  •  
    08 июня 2013 | 18:44
    "Надеюсь, москвичи не оставят без внимания решение Правительства Москвы о росте тарифов ЖКХ с 1 июля 2013 года на 9,7%. "

    Оставят. Чай, не первый год тарифы растут. И так ежегодно, на протяжении 20 лет. Привыкли уже. И не только в Москве.
  •  
    angelan Олеся Думченко
    08 июня 2013 | 19:01
    Эти эконочимеские индексы всегда радуют своей бессмысленностью )))) они -таки качественные характеристики социума не учитывают, ценностные ориентиры... и т. д.
  •  
    08 июня 2013 | 20:03
    низкая эффективность? это вам кремлевские сми внушают..понимате, пассивность-это не факт провала политической оппозиции, ведь целая система на протяжении веков со времен царя занималась уничтожением инакомыслия. власть в рф никогда не была прогрессивной,оттого и оппозиция в основе своей всегда выливалась в массы жертв..я считаю что эту жертвенность и бессмысленность сопротивления вам еще активно внушает православие, как пособник всех режимов в рф..только понимание того, что все что делает власть-это не для народа, а против него, именно эта акисома должна быть в основе протестов: не надо ждать, надо все время быть против и не заниматься соглашательством. без перевертышей, без бывших-вот когда будут такие выборы, вы сможете ждать перемен,а приблизить их надо методом исключения: не голосовать
  •  
    08 июня 2013 | 21:47
    Зри в корень и познакомся с мнением Кончаловского!


    Богатые страны персидского залива имеют высокий уровень жизни населения, но отрицают демократию, как и россияне.

    Важна культурная особенность населения (см. Хантингтона и Фукуяму).

    Россия НИКОГДА за всю свою историю не была свободной. Откуда же возмется тяга к демократии, основным условием которой является свобода человека (права человека и его обязанности в государстве)?
  •  
    08 июня 2013 | 23:14
    "высокая популярность В. Путина"
    В России "по определению" не было, нет и, имхо, не будет "популярных ПОЛИТИКОВ".
    Был и есть "хозяин", которого "нужно любить и популить", и чем он "жёстче", тем "популистее".
  •  
    aolshtynsky Андрей Ольштынский
    09 июня 2013 | 00:12
    Уважаемые друзья,
    Спасибо за содержательные комментарии.
    Конечно, я знаком с мнением и А. Кончаловского и Н. Михалкова, С. Хантингтона и Ф. Фукуямы.
    Но, как говорил наш классик: "Позвольте сметь свое суждение иметь".
    Россия не хуже Индии, Туниса и Египта, Украины и Грузии. Уверен, что и в России демократия будет построена, как была построена рыночная экономика. Вопрос лишь времени. Ведь проблемы будут нарастать, а демократия - единственный путь их решения. Думаю, демократию удастся построить либо нам, либо нашим детям.
Оставить комментарий
Чтобы оставить комментарий, зарегистрируйтесь и войдите через свою учетную запись.
Станьте
членом клуба
и получите дополнительные преимущества на сайте
Дежурный по сайту
Эфирный телефон: (495) 363-36-59
sms в эфир: +7 (985) 970 45 45
tweet в эфир: @vyzvon
Поддержка - problem@echo.msk.ru
1294250

1133040

Станислав Белковский: Путин был в дамках – сумел вбить клин между США и Европой, но «Боинг» все изменил

Третью волну санкций обсудили с политологом Станиславом Белковским и медиа-аналитиком Василием Гатовым


1090015


876074
1106900
795394
1287246
1288620

681013





681012
743643
1178164

Ксения Собчак: Давайте ее не забудем

Сложно бороться с темными сторонами человеческой личности, сложно бороться с собой, совсем невозможно — с судьбой. Удача, увы, важнее духовной чистоты, мир в этом несправедлив.Именно поэтому на вопрос: «Кто самый фартовый политик…
Сказано на свободе
В Москве прекрасно понимают, что ополченцы находятся на грани полного разгрома. Остатки Новороссии уже разваливаются и скоро просто могут исчезнуть.

  • coe.ru/
    Информационный центр Совета Европы